Богородица не умерла, а уснула. Но Жизнь ни на секунду не засыпает
Память праведников обычно отмечается в день их земной кончины. Пресвятая Дева Мария – не исключение, так что мы можем считать, что Успение – Ее главный праздник. И он назван так не случайно: Она не умерла, а уснула. Что это значит?
Речь идет о том, что Ее уход был временным и недолгим – словно сон, после которого наступает пробуждение.
Смерть – прямое следствие греха, вернее, греховности. «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12). Человека этого звали Адам, что и значит «человек». В какой-то степени можно сказать, что грех входит в мир каждым человеком, и его грехом – смерть. А вот Дева Мария греха в мир не принесла, значит, от Нее и смерть произойти не может, даже Ее собственная. Но поскольку человек уже от начала истории уязвим перед лицом смерти, избежать ее не могла и Она, честнейшая Херувим и славнейшая Серафимов. Получается, что смерть как бы «подавилась» Ее праведностью. Это стало возможным после победы над смертью Христа – Он первым разрушил ее оковы, и с тех пор всесилие тления подорвано. Тление временно, до всеобщего воскресения. Которое, между прочим, уже началось – началось с Пречистой Девы.
Тело Божией Матери не может истлеть, потому что порче не подверглась и Ее душа, а душа и тело связаны (их разрыв и называется смертью).
Западное учение о телесном вознесении Богородицы, принятое в Католической Церкви в качестве вероучительной истины, нуждается в уточнении. Дева умерла, разлучение души от тела было естественным: тело Ее заснуло, но душа была вознесена в Небо – и как бы притянула к себе его, потому что ему не место на земле. Господь лишает его той плотности, на которой паразитирует тление – чтобы встретиться с Матерью.
Символически это выражено на праздничной иконе, где Христос держит Ее спеленутую, как невинного младенца, душу. Так Он забирает Мать к Себе, а ведь Он – Жизнь.
Вот почему апостолы, как свидетельствует Священное Предание, открыв Ее гробницу, не находят никого и ничего. Плоть, кожаные ризы, данные Адаму после грехопадения, – ушла в небо, которому освобожденный человек и должен принадлежать.
Именно об этом поется в тропаре праздника: «Преставилась к Жизни, будучи Матерью Жизни». Приобщенная к вечной Жизни, Она становится Ее частью, а будучи Совершенной Матерью Совершенного Бога, охватывает Своей заботой всех и каждого. Вот почему Она не оставляет мир Своими молитвами и вот почему Ее молитвы не просто сильны – они спасительны, как спасительна сама жизнь.
Жизнь всегда противостоит смерти и всегда побеждает – так происходит на всех уровнях бытия, от бактерий до Небесных Сил, борющихся с темными силами.
Если бы происходило иначе, вселенная уже была бы одной сплошной могилой. Жизнь ни на секунду не засыпает.
Богородица – воплощение жизни, и Она тоже не смыкает глаз в битве со смертью за наши души.
Фото: tatmitropolia.ru