Божии праздники можно разделить на три вида.
Праздники, собственно, Божии, в которых раскрывается сущность Бога или Его свойств – Троица, Духов День.
Праздники небесные, в которых участвуют святые и Бог. Например, дни памяти преподобных или святителей.
Третий вид праздников посвящен союзу Божьего народа и Неба. Рождество и Пасха — о союзе Бога и человека. А Успение — о любви Богородицы и народа. В нем мы вспоминаем всегдашнюю заботу о нас вечно живой Марии, Которая у Престола Божия молит о нас.
Богородица — первая Уполномоченная
Что значит — молит? Разве Бог недостаточно милосерд, и Его, как феодала, молят слуги о других, провинившихся слугах, чтобы деспот не устраивал им порку и бедственные испытания? Вовсе нет. Бог изо всех сил пытается нам помочь не только спастись ввиду будущего, но все сделать так, чтобы уже сейчас душе нашей было хорошо и благодатно.
Однако, создавая человека, Он отдал Адаму часть Своих прав по управлению миром. И человек, как сын Божий, имеет право принять участие в домостроительстве Господнем.
Чем ближе человек к Богу, тем больше прав он получает на вмешательство. А Отец наш Небесный тем больше позволяет такому святому человеку участвовать в управлении миром.
Человек выполняет одну с Богом волю, но другими средствами. Кажется, напрасно Бог позволяет человеку быть соучастником. Ведь человек — не Бог, и все сделает хуже. И, более того, если мы будем внимательны, сможем заметить, что все, что мы сделали хорошего, было от Бога. В каждом нашем добром деле большая часть сотворена Богом, Который просто пожелал остаться незамеченным.
Так же Бог действует в святых.
Но человеку нужен Бог, а Богу нужен человек.
Бог не может Своей дланью просто так положить перед нищим еду, перед нуждающимся — деньги или протянуть Свою руку несчастному, лежащему в искореженной после аварии машине. Эту часть Его работы должны выполнить Божьи люди.
Одним из таких наиболее отзывчивых Божиих людей стала Богородица. Она не только просит дать Ей часть полномочий Господа в деле помощи человеку, но Сама действует по праву Божьего доверия. У Девы Марии Свои особенные отношения с верующим народом и особенная милость от Бога.
Это не так, как на Олимпе, где Зевс делегирует права меньшим богам по праву природного естества. Все святые, как бы ни были хороши – не боги. Все святые, как бы ни были уполномочены Богом, чудес творить не могут. «Святые чудотворцы» — это условно допустимый эпитет. Все чудеса — только от Бога. А святые могут просить Его ниспослать Свое могущество по адресу, который им кажется уместным.
И Бог посылает Свою силу туда, куда они рекомендуют. Не потому что так лучше. Бог все равно все сделал бы лучше. Но исключительно ради умножения любви между Господом, святыми и народом.
Чудеса — скорая помощь там, где любовь может погибнуть
Чудеса — не мерило любви. Чудеса не есть основа жизни. Нельзя смысл деятельности Бога и Божией Матери сводить к чудесам. Более того, в большинстве случаев чудеса не приносят никакой духовной пользы, оставаясь актом милосердия Бога, выданного авансом, который редко возвращается.
Выздоровел человек и живет как жил — ради себя. Избавился от напасти, а своего ближнего не пожалел. Принял от Бога чудо, а не поблагодарил. Разве что купил в храме свечку – дал Богу “на чай”.
Бог и святые существуют не ради чудес, а ради любви. И чудеса — это, скорее, скорая помощь там, где любовь может погибнуть. В норме отношения между народом и небом — не чудеса, а работа, наполненная духом Троицы, благодатью.
Отношения в Троице – взаимная жертвенность. Бог такие же отношения предложил человеку. Бог и человек выступают в союзе, подобном Троичному – жертвуют друг для друга. И если человек ошибется, то благодать и время исправят его ошибку. А если не ошибется и поступит по-Божьему, то Отцу Небесному радостно, что Его меньший сын вошел в заботу и радость Господа.
Мало того, Бог так устроил, что счастье среди людей возможно только тогда, когда они живут Троическим правилом не только с Богом, но и с людьми.
Господь доволен, когда у нас в отношениях проглядывает Троица и Троическая любовь и жертва. А когда мы ошибаемся не по злобе, а по естеству, Он восполняет ущерб чудом – Своим особым вмешательством. Причем право вызвать чудо имеет всякий, живущий в Духе.
История любви
Божья Матерь вмешивается в нашу жизнь тихо и прикровенно, а также явно и открыто.
Тихо и прикровенно мы можем слышать в сердце слова Ее утешения и любви. Явно она, как скорая помощь, может отменять законы физики тогда, когда без срочного вмешательства мы можем погибнуть.
История Божиего народа и Божией Матери – это история любви.
В году много дней почитания Божией Матери, восходящих к памяти Ее жизни, Ее служения Богу, но не было праздника народной любви к Ней. И выбор пал на Покров. Глубинная суть праздника даже не в том, что Она отогнала варваров от Константинополя, а в том, что Она открыто явила любовь к людям.
И люди установили этот праздник взаимной любви Божиего народа и Божией Матери.
Суть праздника — глубже его повода.
Ты и я достойны любви такого прекрасного существа, как Дева Мария. Понимание этого окрыляет, отрезвляет и вдохновляет всех добрых христиан. Но Она не только любит нас, но и принимает нашу любовь. Она никогда не скажет нашей любви: «Нет».
Покров – это праздник нашего родства со святыми. Это день вселенского торжества духа Троицы, пронизывающего мир даже до Земли. Дух Святой нисходит и восходит потоками сверху вниз и поднимается от земли к небу.
Мы не одиноки. На том берегу жизни нас ждут и зовут. Первая среди встречающих и ждущих — Богородица. За Ее любовь к нам, за все Ее чудеса, за все Ее слова, вложенные в наше сердце — честь и хвала Ей. А нам – любить Ее, в чем и помоги нам, Господи!