Результаты недавних выборов (в Греции — прим. ред.) показали, что националистические воззрения, фашистские общественные выступления и фобии появились в нашем обществе и, по-видимому, останутся в нём надолго.
Выявилась полная неспособность большей части воцерковленных людей выйти за пределы принципа «иду в храм поставить свечку» — послужить в истинном духе Церкви для разрешения самых серьёзных повседневных проблем в качестве членов Церкви, общества и народа.
В обсуждениях, стычках в интернете и ежедневном общении со знакомыми можно встретить самый широкий спектр мнений на этот счёт — от восхищения до оскорбления. И всё это происходит между людьми, которые обычно встречаются в храме под одним куполом с изображением благословляющего Господа-Вседержителя.
Вот она, светлая заря новой реальности, предваряющая тёмное будущее для «иного», другого человека… Эти люди могут быть священниками или служителями храма на одном и том же приходе, катехизаторами и учителями Закона Божия в школе, женщинами-прихожанками, которые постоянно налагают на себя крестное знамение, или певчими.
Наверное, богословие должно было подготовить нас к грядущим событиям. Вероятно также, что насилие, националистическая ненависть, общественная закрытость и любой природы фобии осуждаются демократическим путём, а также при помощи логики и богословия.
Но вот что я с изумлением отмечаю, понимая опасность происходящего. Появилось много людей, руководствующихся краткими лозунгами «гнать всех иностранцев из Греции!» и «бить врагов народа!»
В то же время люди, имеющие противоположное мнение, призываются к единению цитатами «богословского производства», показывающими то, как замечательно справлялись с общественными проблемами в эпоху Отцов Церкви, рассказывающими о единстве мира в Евангелии Христа, а также о новой реальности, которая благовествует о Пришествии Бога Любви.
Пожалуй, здесь проходит граница, до которой доходим все мы, верующие и неверующие, говоря о благом отличии Церкви от грязи и серых будней нашей эпохи. Мы даже превозносим и всячески «рекламируем» это отличие.
Проблемы начинаются, когда богословие Церкви используется для выражения неприменимых на практике, «лирических» идей или, что хуже, для поддержки мировоззрения интернационализма или же полного уничтожения социальных координат в обществе.
Нельзя вводить других людей в заблуждение, позволяя неясностям — преднамеренно или нет — «витать в воздухе». Ряд волнующих, но «мешающих» вопросов должен осветить всю глубину и размах проблемы.
Итак, мы осуждаем национализм и ненависть к людям других национальностей. Действительно, разделение материков на нации и государства, создание армий, существование и значение национального флага — всё это является атрибутами земной жизни и не перейдёт в Царствие Небесное.
Означает ли это автоматически, что человек, который почитает греческий флаг, и которого трогает его лицезрение, а также прослушивание национального гимна, преступает евангельские слова о том, что Христос пришёл в мир, чтобы все стали едины?
А тот, кто борется за защиту национальных границ, выглядит не столь истинным христианином по сравнению с человеком, который борется за совместное использование полезных ископаемых Эгейского моря греками и турками?
Неужели логика, внушающая мысль о том, что православная вера находится превыше границ, наций и государств, непременно настаивает на одновременном уничтожении национального самосознания, исторической памяти и государственной ипостаси народов?
Мы осуждаем фашизм и ненависть по отношению к переселенцам и иммигрантам. Мы говорим, что все люди являются носителями образа Божия и детьми Бога. Все мы смертны и грешны. Очень правильная богословская трактовка. А как в таком случае быть нашим ближним, которые на собственной шкуре испытывают в своих кварталах и районах последствия нелегальной иммиграции и, соответственно, тысячи проблем, с ней связанных?
И почему же тогда монастыри, с одной стороны, в соответствии с принципами богословия и странноприимства принимали другого человека как ближнего своего, а с другой — имели высокие башни и крепостные сооружения против корсаров и разбойников, которые «эмигрировали» и «переселялись»?
Если человек защищает свой дом и гневается на государство, которое с него «сдирает кожу», — разве это означает, что он жестокосердный нечестивый эгоист?
Наверное, по крайней мере, неэтично и лицемерно человеку, поставившему свой дом и машину на сигнализацию, чтобы обезопасить себя от воров, упрекать возмущённого соседа, у которого взломали магазин или обокрали дом, и рассказывать при этом о святых, которые отдавали всё своё имущество даже ворам.
И в заключение — может быть, неприменимо использовать по своему усмотрению богословие Церкви, чтобы выставлять окружающих грешниками и людьми второго сорта, а себе создавать имидж благочестивого и благодетельного человека.
Всё это я пишу потому, что с детства сыт по горло «прекраснословием» и пустословием на якобы богословские темы.
Если православное богословие не в состоянии дать современному человеку хотя бы несколько применимых на практике и адекватных советов, то место ему — в пыльных академических сундуках!
Автор — преподаватель богословия Панайотис Асимакопулос.
Перевод с греческого — монахиня Екатерина специально для портала «Правмир»
Читайте также:
Европа XXI века: можно ли жить вместе?