Богослужение. Требы и Таинства
Для всех, даже сторонних наблюдателей, очевидно, что центр жизни христианской Церкви сосредоточен в богослужении. Храмы, священники, службы. Однако возникает вопрос — зачем это все? Нужно ли Богу таковое служение — фимиам, обряды, песнопения? Скажем так: богослужение в его исторически определенной форме нужно в первую очередь нам, членам Церкви. Но и Богу, дабы Он мог действовать в мире, наше служение необходимо. Мы ведь говорим о том, что главное свойство человека как образа Божия — свобода. Любовь и уважение Господа к человеку таковы, что Он добровольно ограничил Свое всевластие. Творец дал человеку возможность выбирать: быть с Богом или вне Бога. И в этом контексте наше служение Богу есть знак того, что мы себя свободно вручаем в Его волю; мы осознанно просим Его благого вмешательства в нашу жизнь. Наше участие в богослужении — это призыв к Богу действовать, призыв к общению с нами.
Церковь знает бесконечное многообразие богослужений, которое в рамках нашей книги невозможно описать даже вкратце. Остановимся на самых основных понятиях. В Церкви есть общественные богослужения, и частные. К общественным богослужениям относятся службы суточного круга – вечерни, полунощницы, утрени, часы, и др, а также главное богослужение Церкви Христовой – Литургия [1] (греч. «leiturgia», от «leos» — «народ» и «ergon» — «дело, служение»; «служение народа» или «служение для народа»). Во время Литургии происходит главное событие бытия Церкви – Евхаристия (греч. «eucharistia», то же, что причащение); об этом подробнее рассказано в главе 10. Общественные богослужения проходят, как правило, непосредственно в помещении храма.
Частные богослужения могут быть совершаемы как в храме, так практически в любом другом благообразном месте. Служат частные богослужения по просьбам членов Церкви, по обстоятельствам. К таковым богослужениям относятся молебны [2] (в т.ч. всяческие освящения), погребения и панихиды, а также Крещение, Венчание, Елеосвящение (Соборование). Если первые из указанных служб являются должным образом (определенным чином) оформленными нашими просьбами ко Господу, то последние три стоят совсем в особом положении, и называются Таинствами. В молебнах мы выражаем наши благие пожелания и надежды [3] , и, уповая на милость Божию, чаем ответа на наши прошения. Таинства же – это непреложный дар Господа нам, Его чадам.
Именно в Таинствах наиболее очевидно и непосредственно происходит ниспослание даров Духа Святого, и потому участие в них является насущной необходимостью для каждого члена Церкви. Остановимся подробнее на понятии Таинства.
По своей природе Таинства — это благодатные дары Духа Святого, преподаваемые верующим в Церкви посредством особо учрежденного и законно совершаемого богослужения. По определению Православного Катехизиса святителя Филарета, Таинство — это «священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия». Хотя благодать Божия действует во всем мире — «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8), — но с особым изобилием, именно как дар, она ниспосылается через Церковь и особенно в Таинствах. Внешнее, обрядовое «оформление» Таинств необходимо как знак, критерий их истинности, богоучрежденности. Особо следует подчеркнуть, что все Таинства — это именно дары милости Божией, изливаемые на верующих людей не за их заслуги, а единственно по Любви Божией. Они также не зависят от личных качеств священнослужителей, ибо совершаются не конкретными людьми, но Господом (потому и недостойный по своим духовным качествам священнослужитель является полноправным тайносовершителем). От нас же ожидается «согласие» на соучастие в этом преизбытке Любви Божией — вера, смирение, благодарность. Естественно, что к Таинствам Церкви допускаются только люди сознательно верующие и воцерковленные, то есть выполняющие требования и установления Церкви.
Всего Таинств Церкви семь. Кроме упомянутых выше трех Таинств (Брака, или Венчания [4] , Елеосвящения, или Соборования [5] , и Крещения, одновременно с которым, как правило, совершается и Таинство Миропомазания), в Церкви существуют еще Таинство Рукоположения (совершаемого над будущими священнослужителями), и Таинства Покаяния и Причащения. Если некоторые Таинства совершаются или раз в жизни (как Крещение или Миропомазание), или весьма редко (Соборование), то только регулярное совершение Таинств Исповеди (Покаяния) и Причастия Даров Тела и Крови Христовых является нормой жизни православного христианина. И потому остановимся на их подробнее.
[1] — Все остальные богослужения суточного круга, по сути дела, являются молитвенной подготовкой к Литургии.
[2] — Наиболее распространены общие молебны – просьбы о помощи ко Господу и святым, молебны об исцелении недугов, помощи в путешествии, в созидании добрых дел, благодарственные и т.д. Со служением молебнов может быть соединено чтение акафистов – специфических умилительных песнопений Господу, Богородице или Угодникам Божиим. Молебнами также являются чины освящения икон и других святынь, а также квартиры, автомобиля, полей и пр. Особым видом молебнов является водосвятие. Водосвятие бывает Великое (раз в году, на праздник Богоявления), или малое, которое может служиться в любых условиях и в любое время по просьбе верующих.
[3] — Также и в заупокойных службах – надежду и прошение о загробном блаженстве для наших близких.
[4] — В Венчании ниспосылаются благодатные дары Свыше на честное супружество и созидается особая духовная общность — семейная церковь.
[5] — Соборование есть Таинство исцеления душевных и телесных недугов, а также напутствия христианина перед отходом в вечность.
Читайте также:
Дорога к Храму >> Первые шаги в Храме
Богослужение
Итак, для всех, даже сторонних наблюдателей, очевидно, что центр жизни христианской Церкви сосредоточен в богослужении. Храмы, священники, службы. Однако возникает вопрос — зачем это все? Нужно ли Богу таковое служение — фимиам, обряды, песнопения?
Thu, 26 Apr 2007, 09:53Протоиерей Михаил Шполянский
Дорога к Храму >> Первые шаги в Храме
Открывая дверь: молитва, чтение, пост; духовное руководство
Прежде всего скажем, что далеко не каждый священник может быть духовником и не все слова батюшки нужно воспринимать как глас Свыше. Здесь необходимо духовное рассуждение: нужно различать действия духовных советов на нашу душу и прибегать к тому священнику, от которого мы получаем очевидную пользу.
Tue, 6 Mar 2007, 09:44 Протоиерей Михаил Шполянский
Дорога к Храму >> Первые шаги в Храме
Открывая дверь: Евангелие
Не зря в нашем по многим признакам уже постхристианском обществе столь комично-трагично путают карнавальный Валентинов день с днем памяти святого мученика Валентина, а «иванокупальными» игрищами заменяют празднование Рождества Предтечи Господня Иоанна. Путь ко Христу должен, безусловно, проходить через те врата, которые Он Сам для нас открыл.
Thu, 8 Feb 2007, 09:36 Протоиерей Михаил Шполянский
Дорога к Храму >> Первые шаги в Храме
Почему — Бог, почему — Христос, почему — Православие?
Крайне важно определиться с тем, что мы подразумеваем под именем «Бог». Творец вселенной, Первопричина и Цель бытия — или маленький удобный гномик: «бог в душе»? Высший Абсолют, «Путь, и Истина, и Жизнь» — или морализаторский принцип «веры в добро»? Как зовут «нашего» Бога — Христос ли? Или с картавинкой — Кришна? Или агрессивно — Иегова? Или абсурдно: Мария Дэви Цвигун, Порфирий Иванов, Виссарион, Мун, Хаббард etc.?
Thu, 1 Feb 2007, 09:46 Протоиерей Михаил Шполянский
Дорога к Храму >> Первые шаги в Храме
Жизнь, словно под гипнозом, или «нас этому не учили»
Не следует ли наконец разобраться — хотя бы для себя самих? Ведь если Бога нет — открываются колоссальные перспективы! «Тогда все можно!» — помните экстаз Ивана Карамазова? «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32.) — окончание мысли апостола Павла как-то не столь воодушевляющее, однако призыв чаяниям масс вполне соответствует.
Wed, 24 Jan 2007, 10:10 Протоиерей Михаил Шполянский
Дорога к Храму >> Первые шаги в Храме
Смысл жизни: путь бабочки
Лекция в университете. Вопрос студентам: «Какую по счету жизнь вы сейчас проживаете?» Интересуются — о какой жизни идет речь: духовной или физической? «О физической. Вполне конкретной реальной жизни». Ответы — кто во что горазд: прагматики — «первую», романтики — «одну из многих», оригиналы — «пятую с половиной». Один отвечает: «Вторую». — «Почему?» — «Не знаю. Так кажется». Кажется как раз правильно.
Mon, 22 Jan 2007, 10:50 Протоиерей Михаил Шполянский