В дни Страстной Седмицы Правмир предлагает вниманию читателей статью протоиерея Илии Шапиро, объясняющую богослужения, совершаемые в эти дни в храмах, и опубликованную в журнале «Альфа и Омега» в 2008 году.
Читая службы Великого Понедельника (+ аудио)
На повечерии в трипеснце звучат многие темы, которые должно вместить в наступающий день. Во-первых, это уже упомянутые пророчества о последних временах и далее — последние притчи Господа: о десяти девах, о талантах, о Страшном суде. Преклоняясь в трепете перед Божественным всеведением, с особой силой преподобный Андрей говорит о пришествии в славе неумолимого Судии: душе моя, слышала еси, готова прочее быти потщися. А в конце трипеснца снова возвращаемся к имеющему совершиться скоро: Грядет всех Судия изведен быти на суд — через два дня, когда Отцу Жертва приведется.
На утрене в своё время снова слышим знакомое Се Жених, и приближение Царя, идущего пострадать, становится всё более ощутимым, что прозвучит явно в тексте седальна: Иуда разумом сребролюбствует… света отпадает, тьму приим… того нас части избави, Христе Боже. И далее — Евангелие, вначале повествующее об ответах Господа на заведомо провокационные вопросы фарисеев и саддукеев [1]. И далее — многократное Горе вам, книжницы и фарисеи.
Кто не содрогнётся, услышав, кто не отнесёт к себе страшный приговор Владыки. Всецелое, всежизненное покаяние должно стать ответом на слышимое, да не останется душевный дом пуст. Это, наверное, один из последних покаянных призывов перед тем, как достигнем вершины — в примере изливающей миро во многия грехи впадшей жены. Но это уже тема Великой Среды.
А пока во Вторник после Евангелия — двупеснец с изумительным кондаком дня: Час, душе, конца помысливши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова.
Кажется, основное содержание первых двух суток собрано воедино: и судьба бесплодного дерева, и три ранее упомянутые притчи — всё зовёт к бодрости духовной, столь нужной особенно в эти святые дни. И снова в покаянных раздумьях слышим “Чертог” и просим просвещения одеянию души. Поются стихиры, посвящённые тем же трём притчам. Остриё слова Божия обращается на нас, уподобившихся девам буиим. Теперь же страхом примем дар, многоусугубим благодати талант и стяжем Друга Господа, и услышим блаженный глас: вниди, рабе, в радость Господа твоего.
Наутро — продолжение паремий из Иезекииля, Исхода и Иова. Можно обратить внимание, что последствия подогреваемой диаволом человеческой злобы (ожесточения фараонова) принимает на себя чистейший младенец, избранник Божий, плачущий в корзинке Моисей — явный прообраз Пречистого Страдальца Христа. Но за плачем пророка следует и царское утешение (милость дочери фараоновой).
От скорбного образа Моисеева переходим к великому страдальцу Иову, претерпевающему в полноте то, что и в малейшей доле потерпеть — подвиг…
Евангелие дня — образы последних времён и упомянутые притчи Господа, но ещё важно окончание этого текста: через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
Примечение:
Пример из собственной педагогической практики. Во втором классе православной гимназии задаю детям известный схоластический вопрос: “Сколько ангелов поместится на конце иглы?”. Ожидая привести учеников к мысли, что вопрос не имеет ответа в принципе, слышу неожиданное и непосредственное: “Сколько Богу будет угодно!”. Таков идеальный образ выхода из провокации — не оставаться в её поле, а возвыситься над ней. Этому же образу учит нас и Сам Господь, с небесных позиций открывающий истину заблудившимся или укрывающий её от нежелающих знать Писание и силу Божию.
Источник: Альфа и Омега, No. 3 (53) 2008 г.
Читайте также:
Великий Вторник: Жених грядет в полунощи (+mp3 + видео)
Песнопения Страстной седмицы. Великий вторник
Великий вторник