Портал «Правмир» продолжает спрашивать священнослужителей разных епархий о практике совершения катехизации и подготовке к крещению. На вопросы отвечает священник Григорий Гриднев, клирик Ростовской-на-Дону епархии, настоятель Сретенского архиерейского подворья, ректор Ростовского миссионерского Духовного училища.
Мне кажется, что для решения проблем катехизации нам нужно глубже «смотреть в корень» и чаще обращаться к практике. Это снимет 75-80% всех недоумений и вопросов.
Если для нас целью катехизации, Крещения, и жизни церковной является искренне верующий, твёрдый в своих убеждениях, добрый в делах человек, любящий свою веру, — то из этого будут выстраиваться пути достижения таковой цели.
Катехизация очень важный, но далеко не главный и не единственный путь ко спасению. Когда мы будем рассматривать в комплексе задачи рождения и возрастания во спасении, то поймем место и задачи катехизации.
— Можно ли крестить детей у 1)некрещеных, 2)неверующих, 3)совсем нецерковных — родителей?
— Крещение детей — отдельный вопрос. Как известно условием крещения является вера родителей и поручительство восприемников. Здесь, конечно, сразу же возникает много вопросов, в т.ч. по катехизации родителей и крёстных.
Но мне кажется более верным было бы поставить главным условием — обязательство воспитать ребёнка в православии.
Смогут ли такое обязательство дать (и гарантировать его исполнение) некрещённые, неверующие, нецерковные родители? Думаю, что ответ здесь очевиден. Бывают очень сложные, даже парадоксальные случаи. Но сознательно крестить на «авось спасётся», мне кажется, непростительно и слишком расточительно для Церкви.
Хотя и с верующими семьями вопросов не мало. Много ли молодых прихожан верно и в духе православия воспитывают своих часто причащающихся детей? Здесь и приходу задача — максимально содействовать православному воспитанию в семьях (для чего и существуют воскресные школы).
— — Какая степень предварительных знаний о вере может считаться удовлетворительной у крещаемого?
— Знаний и о вере, и о жизни христианской. Минимальное требование в отношении вероучения — исповедание Иисуса Христа Богочеловеком и православное исповедание догмата о Троице. Эти требования изложены в чине Оглашения. Но там есть и обряд отречения, т.е. совершение личного нравственного выбора хотя бы в отношении таких базовых понятий как диавол, грех и зло. Это безусловный минимум. Более полно всё это содержится в исповедании Символа веры.
Но мне кажется, что для полноценного и плодотворного принятия таинства необходима выработка не просто знаний в отношении вероучительных истин и решимости им следовать, — необходимо приобретение навыка христианского образа жизни.
— Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком?
— Здесь важно другое. Священник должен чувствовать ответственность за то, что он совершает. Если хотите, чувствовать, что он рискует, совершая таинство. А где-то и иметь смелость взять ответственность на себя, отказать в крещении. Власть вязать и решить, — это же страшная ответственность, огромный «риск»! Тем более, что отвечать перед Богом придётся лично ему самому. Тут-то и семь раз переспросишь, и поговоришь с соседями, и сам помолишься, прежде чем покрестить!
— Какие трудности испытывают священники, совершающие катехизацию в своих епархиях и благочиниях?
— Трудности происходят от слова труд. Доброе дело само правит нашу жизнь, вносит в неё спасительные, исправительные трудности. Сами же говорим, что многое в церковной жизни не так, вот и надо потерпеть, потрудиться. Проповедников мало — подтянуть гомилетику в семинарии. У священника нет времени на беседы — подумать над системой оплаты труда. Детям неинтересно в воскресной школе — привлечь молодых преподавателей из соседней общеобразовательной школы или верующих студентов из пединститута. А проблем много — и непонимание, и отсутствие грамотных помощников, и отсутствие поддержки, и уменьшение прибыли храма и многое другое. Главное — решимость довести дело до конца, а этого чаще всего и не хватает. В этом и главная проблема.
— Какая мера катехизации может быть названа «избыточной»?
— Когда человек не чувствует от этого пользы, духовного роста. Поэтому она может быть избыточной на самом раннем этапе ;-)
А рост должен быть непрерывным. От огласительной катехизации к просветительской, от начального к церковно-практическому образованию и далее. Боговедение не бывает избыточным.
Опрос подготовили Иван Семенов и Анна Данилова
Читайте также: Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви