Богоявленский кафедральный собор — место упокоения Патриарха
Неподалеку от центра Москвы, в плотной городской застройке возвышается величественный храм. Можно смело сказать, что каждый житель столицы — независимо от возраста и положения — знает и почитает его. Достаточно произнести: Елоховский собор, как вы найдете полное понимание у своего собеседника. Действительно, Богоявленский кафедральный собор является сердцем духовной жизни православной России последних 60-ти лет. Он никогда не закрывался. Авторитет собора особенно возрос в период тяжелых атеистических советских десятилетий. Его лампады все эти годы продолжали сиять новой вифлеемской путеводной звездой. Непосильными трудами его священно- и церковнослужителей, благочестивых прихожан храму удалось выстоять и помочь сохранить светлую веру в сердцах миллионов людей. И если наполненная религиозная жизнь собора была на виду у мира, то сейчас настала пора определить и его значение как национального памятника архитектуры.
Богоявленский кафедральный собор
Церковь во имя Богоявления Господня была основана в XVII веке. Первоначально она являлась деревянной. В 1722 — 1731 годах попечительством царевны Прасковьи Иоанновны и при поддержке императора Петра I был построен каменный храм с приделом, посвященным Благовещению Пресвятой Богородицы. Освящение состоялось 4 июля 1731 года. В 1790 — 1792 годах к храму пристраивают придел во имя святителя Николая чудотворца и перестраивают Благовещенский придел. Эта церковь особенно близка каждому русскому человеку тем, что в ней на восьмой день от рождения крестили Александра Сергеевича Пушкина. Однако вскоре храм уже не мог вмещать быстро разросшийся приход. Потому в 1837 году старая церковь была частично разобрана и «начата постройкой каменная в обширнейшем против прежнего размере и лучшей архитектуры», законченная в 1845 году. Архитектором храма стал известный московский зодчий Евграф Дмитриевич Тюрин (1796 — 1872). В 1805 — 1813 годах он учился в архитектурной школе при «Экспедиции кремлевского строения». Его сооружениям свойственна стилистика позднего классицизма и ампира. Тюрин совместно с Осипом Ивановичем Бове принимал участие в завершении строительства дворца князя Н.Б.Юсупова в подмосковном селе Архангельское. Он работал над зданиями Московского университета, включая и университетскую церковь во имя святой мученицы Татианы.
Интересно отметить, что одновременно с возведением Богоявленского храма в Елохове, другой известный архитектор К.А.Тон приступил к сооружению храма Христа Спасителя, возрождая традиции национальной средневековой архитектуры. По воле Божией именно они стали впоследствии главными центрами православной России, их судьбы связаны духовными нитями.
Несмотря на то, что Е.Д.Тюрин создал Елоховскую церковь в рамках европейской ордерной культуры, он не отступил и от традиционного в православном зодчестве куба, завершенного каноническим пятиглавием. В решении внешнего убранства собора Тюрин продолжал следовать требованиям академического канона: в нем подчеркнуты пропорциональные соразмерности частей архитектурных объемов, найдено удачное соотношение основного здания с каноническим пятиглавием. При этом архитектор замечательно преобразовал характерные для храмов средневекового периода барабаны куполов в репрезентативные павильоны-ротонды с большими проемами окон. Их мелкие переплеты создают ощущение легкости и воздушности. Разделяющие их пары колонн полностью закрывают простенки между ними, усиливая эффект движения вверх. Центральный купол словно парит среди себе подобных других четырех куполов, определяя основную вертикальную ось сооружения.
Северная и южная стены собора во имя Богоявления Господня декорированы выступающими порталами-ризалитами с колоннадами и парными пилястрами, как бы поддерживая антаблемент. Вверху между ними — широкое полуовальное окно, которое несут две круглые колоннады. Эта своеобразная пространственная декорация разрушает монотонность монументального куба, придавая зданию Церкви легкость и нарядность.
Колокольня собора представляет собой удивительной красоты вертикальное сооружение, состоящее из поставленных друг на друга уменьшающихся вытянутых четвериков. Их стены прорезаны широкими сквозными арками. Нижний регистр колокольни носит торжественный характер: каждая из трех сторон увенчана арками, над которыми расположены треугольные распластанные фронтоны, поддерживаемые парами круглых колонн-столбов. На втором и третьем ярусах по углам размещены по одной круглые колонны. Их словно «вжимают» под углом широкие пилястры, которые в свою очередь фланкируют арки звонов. Последний регистр колокольни освобожден от декоративных элементов. Он увенчан легкой золоченой маковкой с крестом. Благодаря сквозным аркам-звонам и тонкому белому архитектурному декору это удивительное сооружение приобретает прозрачную легкость и невесомость.
Основные колокола собора сохранились, кроме одного — большого. Его особенно ценил выдающийся специалист по колокольному звону К.К.Сараджев. Но трещина, образовавшаяся в многотонной массе металла, исказила чистоту его тона. Колокол пришлось заменить на другой, отлитый в 1900 году и приобретенный в Большом театре России.
К западной стене храма примыкает сохранившаяся трапезная конца XVIII века. Ее вытянутые вдоль улицы стены прорезаны прямоугольными окнами с треугольными фронтонами. Их разделяют белые пилястры. Углы торца трапезной, связанного временем создания с первым ярусом колокольни, мягко скошены и украшены горизонтальными прорезанными линиями. Но процесс поновлений коснулся и трапезной. Первые дополнения были произведены в 1889 году архитектором П.П.Зыковым. Он украсил ее сдержанный облик рядом деталей: широким и приземистым фигурным куполом, опирающимся на глухой железный барабан, протяженным аттиком вдоль фасада с выделенным в центре его трехарочным портиком.
Входя в храм через просторный притвор колокольни, молящиеся попадают в широкую трапезную с низкими сводами, опирающимися на два четырехугольных столпа. С основным храмом трапезная соединена небольшим проходом, на стенах которого помещены восемь икон. Трепетное чувство охватывает каждого, вступившего в пространство главной части собора. Взоры прихожан устремляются вверх — навстречу образу Троицы Новозаветной. Ее изображение венчает зеркало купола центральной ротонды храма. Свет, льющийся мощным потоком из окон, кажется увеличивает пространство соборной церкви во имя Святого Богоявления и освещает изображенные по кругу барабана образы русских святых — заступников державных: святых равноапостольных великого князя Владимира и великую княгиню Ольгу, святого благоверного князя Александра Невского, святого благоверного Московского князя Даниила, преподобного Сергия Радонежского, святителя Тихона Задонского, святителей Михаила, Петра, Алексия, Ионы, всея России чудотворцев, святителя Димитрия Ростовского и блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Величественная ротонда, опирающаяся на паруса с изображениями святых апостолов и евангелистов Иоанна Богослова, Марка, Луки и Матфея, словно покрывает храмовое пространство целиком. Архитектурная роль ротонды становится доминирующей в интерьере собора. Опорой этой масштабной и удивительно красивой конструкции служат гигантские опорные арки. Их поддерживают четыре мощных четырехгранных столпа со скошенными углами, пара которых скрыта от глаз молящихся иконостасом. Столпы принимают на себя всю тяжесть сводов собора.
Восточную стену храма украшает восемнадцатиметровый сложной формы иконостас. Его пышный позолоченный растительный орнамент выполнен в традициях русской резьбы. Удлиненные образа иконостаса с полукруглыми завершениями написаны иконописными мастерами по академическим канонам, утвержденным Святейшим Синодом Русской Православной Церкви в середине XIX века (так называемый свето-теневой стиль).
Незадолго до начала Первой мировой войны в Богоявленском соборе начался новый этап поновительских работ. В 1912 г. В.Р.Чубаров вновь вызолотил иконостас. Заново была отделана трапезная с Никольским приделом. Росписи стен выполнила артель известного мстерского иконописца, реставратора и предпринимателя В.П.Гурьянова. Напомним, что последнему выпало счастье впервые раскрывать от позднейших наслоений и вековой копоти «Троицу Ветхозаветную» преподобного Андрея Рублева.
За последние тридцать лет в Богоявленском соборе произошли некоторые изменения, вызванные жизненной необходимостью. Та роль, которую Господь уготовал ему в истории Русской Православной Церкви, потребовала не только сложнейших ремонтных и реставрационных работ. Встал вопрос о таком целесообразном внутреннем благоустройстве собора, которое, не затрагивая сущности уникального сооружения, соответствовало бы его богослужебной жизни. Работы по перестройке отдельных частей интерьера и выявление новых функциональных площадей осуществлялись с удивительным тактом и пониманием значимости самого архитектурного памятника. Удачно найденные пропорции различных дополнений естественно вписались в интерьер, не нарушив пространственной среды собора. Были расширены южный и северный балконы для певчих, возведен центральный балкон между западными столпами. Даже опытному глазу специалиста трудно заметить эти нововведения.
В 1970-х годах была осуществлена реконструкция ранее не достроенной апсиды, в которой значительно расширили пространство главного алтаря.
Благодаря установке сложного кондиционера с автономным охлаждением водой из собственной (!) 250-метровой скважины были обеспечены максимальные условия для поддержания нормального температурно-влажностного режима в соборе в любое время года.
Реставрационные работы в Богоявленском соборе ведутся практически постоянно с 1970-х годов. За это время удалось промыть, укрепить и тонировать огромную площадь настенной живописи, реконструировать его дворы и прилегающие строения. В 1987 году началась трудоемкая работа по реставрации главного иконостаса, и сегодня, благодаря стараниям искусных мастеров, он удивляет и радует прихожан своим величием.
Богоявленский собор — один из немногих отечественных храмов, которому, с Божией помощью, удалось избежать безнравственного акта закрытия и осквернения. В нем всегда было все необходимое для полноценной конфессиональной жизни — иконы, богослужебные книги, литургические предметы. Однако советский дамоклов меч постоянно висел над собором. Из него хотели, конечно, «по просьбам трудящихся», сделать и музей редких книг, и кинотеатр. Случались и безобразные хулиганские выходки даже в стенах храма во время литургии. Но всероссийский Богоявленский кафедральный собор выстоял в столь тяжкой для церкви борьбе с атеистическим бесчинством и дожил до светлых дней возрождения церковной жизни.
С 1945 года Богоявленский собор в Елохове служит Патриаршей кафедрой. После того, как Патриаршия Всероссийская кафедра переместилась в храм Христа Спасителя, Елоховский собор стал Патриаршей Московской кафедрой.
В Москве когда-то было сорок сороков церквей и соборов. Многое утрачено навсегда. По старым фотографиям и графическим работам мы сохраняем в памяти образы таких шедевров русской архитектуры, как Вознесенский и Чудов монастыри в Кремле, церковь Николы Большой Крест и другие, дорогие нам святыни. Немало храмов восстанавливается в наши дни. Но особой ценностью будут обладать те, которые сохранил Господь со всеми ценнейшими духовными и материальными свидетельствами прошедших эпох. К таким, безусловно, принадлежит и всеми почитаемый собор во имя Богоявления Господня.
материал из альбома «Богоявленский кафедральный собор»