Мы должны смотреть на меру поста здраво
Протоиерей Александр Ильяшенко:
Мне кажется, что постовые правила существенны для тех, кто является прихожанином конкретного храма, членом общины этого храма. Во главе общины стоит священник, и такие вопросы, наверное, надо согласовывать с ним. В одном приходе такие традиции, а в другом другие.
Кроме того, мера определения поста индивидуальна. Для маленьких детей пост максимально ослаблен, разве что в мясной котлете ограничить, да и то по средам и пятницам. Молодым юношам и девушкам тоже не обязательно очень строго поститься, ведь в переходный возраст, когда формируется организм, сажать молодых людей на строгий пост — неправильно. Мы должны смотреть здраво на вещи. Пожилому больному человеку зачем строгий пост? Ему требуется какая-то диетическая питательная пища. Если же ты молодой и здоровый, энергичный, чувствуешь запас сил и энтузиазма, значит, старайся поститься строже.
Меру самоограничения каждый должен избрать для себя сам, причем желательно получить благословение священника, чтобы это не было каким-то самочином.
Кому-то легко отказаться от мяса, но сложно от сладкого, значит, по средам и пятницам можно еще усилить пост в этом смысле.
Приносишь посильную жертву — очень хорошо, значит, получишь особую праздничную радость. Здоровье не позволяет — смирись и вкушай скоромное как лекарство, да и ради того, чтобы были у тебя силы встретить праздник. Вот в приобретении смирения и будет твоя постовая работа и награда, ведь Господь гордым противится, а смиренным дает благодать.
Устав — материал для творчества
Протоиерей Феодор Бородин:
Взрослые христиане (речь не только о возрасте, но и об опыте церковной жизни) должны ставить перед собой конкретные задачи на пост двух видов — созидать в себе что-то добродетельное, хорошее и усиленно бороться с каким-то грехом — «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15). Вот я, например, вижу, что во мне, как и в большинстве современных христиан, вообще нет кротости. Мы практически незнакомы с этой добродетелью, не понимаем ее и не ценим. Мы поем: «Блаженны кроткие» (Мф. 5:5) на каждой литургии, но что такое быть кроткими — совсем не понимаем и боимся. Давайте попробуем постом почитать наставления святых об этой добродетели и попытаемся хоть как-то немного укоренить это в себе.
Что касается еды, пост — это инструмент, и каждый должен подбирать его так, чтобы действительно это было временем созидательного напряжения.
Устав — это огромный опыт тысяч людей, которые прошли этим путем успешно. Поэтому пренебрегать уставом и говорить, что все будет, как я хочу — безумие.
Устав — это материал для творчества. В уставе, например, ничего не говорится о социальных сетях. Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Попробуйте у современного подростка, да и у взрослого, отнять доступ в социальные сети, отнять экраны, и вы увидите нередко настоящие ломки, агрессию.
Так что понятно, что нужно и самоограничение — в среду, пятницу строже, в конце поста еще строже.
Здесь нет общих советов. Вот у меня, например, есть крестник, который из семьи, где пытаются строго соблюдать устав. Но у него всю жизнь аллергия на рыбу, а это молодой студент, который учится и которому нужно очень много сил. Так что, ему, получается, поститься в Рождественский пост по уставу Великого? Он не выдержит.
Когда я учился в семинарии, то был удивлен, что Великим постом, кроме сред и пятниц первой и последней седмиц, на столах семинаристов всегда лежала рыба. На мое удивление мне ответили, что это — благословение еще Патриарха Алексия I, который говорил, что ему нужны хорошо обученные будущие священники, а если семинаристы будут думать лишь о еде, то о какой учебе речь?
Богу не надо, чтобы мы умирали во время поста
Иеромонах Феодорит (Сеньчуков):
Типикон придуман не только для того, чтобы лишь монахи ему следовали, он вообще для всех. Другой разговор, что Типикон — это не просто образец, это идеал, а среди нас мало идеальных христиан, поэтому мы в тех или иных ситуациях от Типикона отступаем. Например, мы же практически не служим по Типикону. В книге «Толковый Типикон» М. Скабаллановича есть воспоминания, как в Киевской духовной академии монахи служили идеальную всенощную и всенощная вместе с литургией занимала 17 часов. В реальности даже на Афонском подворье богослужение занимает меньше 12 часов.
Точно так же мы пост не всегда соблюдаем по Типикону. А уж насколько мы его не соблюдаем, — зависит от наших сил, возможностей, и от нашего благочестия, и от нашего здоровья. Нельзя сказать, что для мирян какой-то иной пост. Точно такой же, просто по силам. Богу не надо, чтобы мы умирали во время поста.
Пищевые ограничения необходимы в том числе для того, чтобы мы больше времени уделяли молитве. Именно поэтому рыба постнее мяса. Казалось бы, в чем разница. А разница только в одном — в рыбе нет белка эластина, поэтому переваривается она гораздо быстрее, меньше крови уходит на работу пищеварительного процесса, больше крови приходит к сердцу и голове. И постольку, поскольку это переваривается быстрее, соответственно, больше времени остается на молитву. Просто древние люди про эластин не знали, они на практике все это видели.
По уставу в среду и пятницу у нас соблюдается строгий пост, то есть без вина и елея. Еще есть строгий пост в понедельник, но в нашей культуре он считается либо чисто монашеским, либо обетным. Причем даже не во всех монастырях соблюдается пост в понедельник.
Вообще, пожалуй, это самый мягкий пост. Но всегда нужно понимать, зачем тебе нужен этот пост, почему ты себе делаешь послабления, если делаешь. Потому что если это просто от пищевой невоздержанности, от пищевого разврата — это одно дело. Если по болезни — совершенно другое.
Потому что если ты больной, то у тебя и пост вообще совершенно другой. Духовник может благословить по твоему здоровью и молочные продукты есть. Только не устраивай гортанобесия, а ешь ровно, что тебе нужно — творог, например.
Если ты себе установил какое-то послабление поста, в силу своей немощи, слабости, значит, ты от этого уже никуда не отступаешь. То есть если ты себе установил, что ешь масло каждый день, то не надо придумывать какие-то дополнительные послабления на рыбу.
В других случаях, наверное, все-таки надо стремиться к тому, чтобы соблюдать пост если не по уставу, то хотя бы приближенно к нему.
Надо помнить о том, что по благословению Патриарха Алексия II у нас все учащиеся, то есть школьники и студенты, имеют послабление — в любой пост есть молочные продукты.
Опять же, в некоторых храмах принято, например, епархиальных святых приравнивать к храмовым, и в дни их воспоминания разрешается рыба.