А как читать-то? Если от всех имеющихся сборников со сказками тебя уже мутит, и половину дети помнят наизусть, если третий подряд Чуковский разодран постранично, если любимую книгу ребенок с удовольствием слушает раз шесть, и третьему ребенку, соответственно, ты читаешь ее в восемнадцатый раз…
Наверняка на детскую любовь к чтению влияет энтузиазм читающего взрослого, ведь так? Большинство книг из нашего детства постепенно нами забывается, и заново читать «Волшебника изумрудного города» собственным детям весьма захватывающе. Мы недавно читали – так меня не приходилось уговаривать: мама села и как маленькая не могла остановиться. Но даже второй раз – уже увольте. Скучно… Начинаешь «не успевать» почитать или читаешь формально, потому что «надо» и «полезно». Полчаса перед сном – и уфф, отделалась. Только сомнительная выходит «польза».
И ведь не только для ребенка вредно такое чтение – это убийственно для самочувствия матери и, значит, снова плохо для ребенка. Это ведь очень страшно – скучать в компании собственных детей. Сидеть, нудиться, бормотать абы как и ждать: вот сейчас уложу их и пойду нормальное что-нибудь прочту в компании своей кофейной чашки. Конечно, «это наш долг», и можно просто взять себя в руки и ежедневно нести послушание – читать, читать… А потом такое же «послушание» будут нести наши дети… пока классу к седьмому не надоест. Лучше все-таки как-то искренне полюбить чтение вслух.
Оказалось, что это – до смешного просто. Просто детских книг должно быть много, очень. Каждый раз новых, хорошо забытых или вовсе никогда не читанных. Снова «легко сказать»? Да, я тоже так думала, пока пыталась эти «много книг» купить. Дорого – это лишь часть проблемы. Дорого, трудно найти и выбрать, а выбранного тоже хватает ненадолго. Сейчас ведь печатают шикарно: шрифт огромный, картинок много, а в итоге купленной книги хватает на полчаса чтения. Особенно сложно в этом плане в интернет-магазинах, когда покупаешь незнакомое произведение. В описании смотришь – сто страниц, есть надежда, что можно читать дня два хотя бы… А там сплошные картинки на разворот. И текст простенький – а в рецензиях был мед и елей…
Слышала, что многие мамы распечатывают тексты из интернета или с экрана читают – но маленьким детям все же нужны иллюстрации. Особенно когда читаешь сразу двум или трем погодкам: первый внимательно слушает, второй слушает и смотрит картинки, а третьему только картинки и нужны с краткими мамиными пояснениями. Так что сеть – не великий помощник.
Какие еще есть варианты? Знаете, то, что дальше, как-то даже неловко писать, потому что уж слишком очевидно. Детская библиотека. Не сочтите за оскорбление сообщение такой банальности, но я расскажу сейчас, почему-таки решилась ее сообщать.
Во-первых, я общаюсь с несколькими мамами, которые довольно много читают детям, мы друг у друга выспрашиваем рекомендации. И вот я обратила внимание: когда в разговоре сообщаешь, что такую-то книгу ты нигде не покупала, а взяла в библиотеке, собеседница удивляется. Одна мама дошкольниц даже как-то спросила: «А что, детские библиотеки еще существуют?». Когда я сказала, что не только существуют, но и в приличном количестве – филиалы во всех частях города – человек воодушевился.
А когда я записывала ребенка в саму библиотеку, работницы удивились, что я пришла без списка литературы, и вообще записываю дошкольника. Оказалось, что в последние годы к ним приходят в основном со списком из школы. Библиотеки как-то выпали из поля нашего зрения. Не то что бы детям стали меньше читать, просто, видимо, в наше сытое время люди хотят дать детям лучшее – новенькие книжки на мелованной бумаге, а не страницы, которые кто-то уже листал.
Но на практике оказывается, что купить столько, сколько реально в детстве нужно, практически невозможно. По крайней мере, если речь об обычных семьях со средними доходами. Многое не купишь из-за неуверенности: вещь дорогая, а незнакомая – вдруг что плохое там или просто не понравится. Да и место для книжных шкафов в квартире не гектарами исчисляется.
Запись в библиотеку позволяет «перераспределить финансовые потоки». Например, классику детства, проверенную временем, можно принести из библиотеки, а на сэкономленные деньги купить какую-нибудь экспериментальную новинку из современной литературы для детей.
Однако библиотека решает вовсе не только финансовые проблемы. Главное, она чрезвычайно расширяет и облегчает выбор. Наши детские библиотеки, как оказалось, до сих пор прекрасно работают: там постоянно обновляются интереснейшие тематические выставки, наглядность в выборе тем, авторов и жанров не сравнится ни с одним самым обширным сайтом книжных рецензий. Тем более не сравнится с библиотекой книжный супермаркет – все-таки принцип подачи информации для читателя и для покупателя совершенно разный. Вдруг перестать быть покупателем – это вдохновляет. В библиотеке иногда можно найти – «Ой!» – любимую книгу детства в том же самом издании, в каком ты читал ее много лет назад.
Книги на полках бросаются в глаза, просятся в руки. Каждый раз, приходя в библиотеку, ты громко стучишь себя по лбу: ну надо же, какая книга – совсем забыла о ее существовании! А эту и не читала никогда, как интересно! Ой, советский еще автор, а я и не помню такого – надо полистать… Проблема родительской заинтересованности в чтении вслух решается одномоментно.
Есть и другой нюанс. Согласитесь, здорово, когда не супермаркет, а библиотека вызывает у чада восторг и поход в нее становится делом привычным и приятным. И бережное отношение к книге понятнее ребенку, когда он знает: дело не только в том, что «ладно, мама новую купит», а в том, что кому-то другому испорченная книга может уже не достаться. Помню, что в нашем детстве взрослые даже организовывали эдакий ритуал возвращения книг: перед тем, как отнести в библиотеку, надо было просмотреть страницы, вооружившись ластиком и клеем.
Но главное, что возвращаясь из библиотеки со стопкой детских книг, ты, скучная взрослая тетя, спешишь от нетерпения: скорей бы прочитать! А детям, как в сказке, «только того и надо».