Ребенку нужен спорт для развития интеллекта
— Что родители должны знать о развитии мозга обычного ребенка? Допустим, он не болел и не переносил тяжелых операций.
— Согласитесь, современные мамы грешат гаджетами. Да кто не грешит, когда хочется попить кофе двумя руками и спокойно сходить в ванную. Или ребенок еще не доползал, а мы его уже поставили на ноги, чтобы похвастаться подругам в песочнице — «а у нас опережающее развитие», «а мой пошел в шесть месяцев». В результате мелкая моторика у детей развивается раньше, чем заканчивает формирование крупная моторика и базовые двигательные стереотипы.
Базовые двигательные стереотипы — это те движения, которые мы осваиваем в первые месяцы и годы жизни, например, подъем головы в положении лежа на животе, переворачивание с живота на спину, ползание. Поразительно, но именно они — основа сложных психических функций. Например, они определяют в будущем оборачиваемость рабочей памяти, переключаемость между задачами, функцию программирования и контроля, то есть формирование последовательности действий и способность придерживаться плана. Они влияют на нашу способность не реагировать на отвлекающие стимулы. А это устойчивость к прокрастинации.
Чем обычно руководствуется педагог или родитель, когда ребенок медленно решает примеры по математике и никак не понимает условия задачи? Правильно, тренирует счет на пальцах и в уме.
Если проблема с успеваемостью по математике, логично подтягивать математику. Но это не всегда лучший способ.
Причиной трудностей в учебе может быть несформированность базовых рефлексов, например, рефлексов удержания взора. У детей со школьной неуспешностью, нарушениями функции внимания наблюдается неустойчивость удержания взора, избыточные движения при чтении текста. Это значит, что такому ребенку учеба дается гораздо труднее, он быстрее устает. Во многих случаях первой точкой приложения должна быть не учебная дисциплина, а отработка точного базового движения.
— Можно ли в таком случае сказать, что физкультура и спорт решают интеллектуальные проблемы взрослых и детей?
— Не совсем. Речь идет не о любой физической активности, а об особых движениях. Конечно, пятерка по физре не гарантирует пятерку по математике. Великие футболисты не становятся нобелевскими лауреатами. Но мы живем в эпоху гиподинамии. И если у здорового ребенка нет систематического спорта несколько раз в неделю, есть высокий риск преждевременного развития нейродегенеративных заболеваний.
Кстати, можете проверить: большинство двоечников не могут стоять на одной ноге! Они теряют баланс, потому что у них не сформировался автоматизм постуральной устойчивости. Их мозг вынужден затрачивать ресурсы на поддержание позы (в самом широком смысле), появляются лишние движения, развивается утомляемость. Так что повторюсь, точное движение не равно физкультуре!
Мы не учим пациентов отжиматься, мы тренируем базовые двигательные стереотипы. Именно они способны разогнать и повысить интеллект.
Более 10 лет наша команда во главе с Владимиром Касаткиным работает над комплексом реабилитационных мероприятий для пациентов, перенесших заболевания головного мозга и детей со школьной неуспешностью. Результаты описаны и опубликованы в лучших реабилитационных журналах мира.
Как движение повышает эффективность учебы
— Как вы относитесь к раннему развитию?
— В норме ребенок должен постепенно пройти ключевые этапы развития. Он тянется за игрушкой, экспериментирует с ней, манипулирует предметами, вот уже пополз… У ребенка должно быть время для свободной игры. Начинать заниматься мелкой моторикой раньше, чем он пополз и встал, значит обокрасть его «нижние этажи».
Запихивать в сто тысяч кружков, учить читать и писать в два года, чтобы к первому классу ребенок уже все умел — крайне опасная тенденция. С одной стороны, это невротизация родителей по части того, что и кому должен их ребенок. С другой — это избыточная активность — мина замедленного действия и причина в будущем школьной неуспешности.
У того, кто в младенчестве не доползал, могут быть трудности с математикой. Не потому что он не старается, а потому что двигательная сфера не была сформирована. Вместо трех часов на улице с мячом и друзьями он просидел все шесть с планшетом на коленях.
— А если ребенок не говорит в три года или хуже всех в классе читает, когда бежать к специалисту?
— Мои дети пошли в год и четыре месяца. Я, будучи нейробиологом, тоже очень сильно беспокоилась, что с ними что-то не так… Так что мне близки родительские страхи.
Далеко не во всех случаях следует бить тревогу. Важно понимать: есть этапы, которые дети проходят сами. Взрослым нужно отойти и не мешать.
Дети ползают, бегают, прыгают… Так ребенок порождает новое движение, и это архиважно для его интеллекта.
Есть ситуации, в которых критически необходимо вмешательство специалиста. Это выход за границы нормального развития. Определить их может только специалист: невролог, психолог, логопед.
— Что могут сделать родители, если ребенок неуспешен в школе?
— Начинать нужно с диагностики двигательных стереотипов и выявления дефицита. Тренировка движений способна увеличить эффективность учебы. Ребенку будет проще учиться, он будет меньше уставать, не станет нервничать, переживать, бояться контрольных и перестанет теряться в сложных ситуациях.
С человеком надо заново пройти ключевые этапы развития
— Как связаны нейрореабилитация и новые открытия о мозге?
— Нейрофизиология — наука, в которой ежегодно появляются десятки новых фактов о работе мозга. Мозг — это самый сложный орган. Сегодня о его работе мы знаем достаточно, чтобы улучшить жизнь в случае беды (инсульта, опухолей, комы) и помочь использовать весь интеллектуальный потенциал человека.
Реабилитация — отдельная и важная задача. Одному она помогает начать держаться на собственных ногах. Эту способность часто теряют люди, перенесшие операцию на мозге. Другому, например ребенку с двойкой по математике, помогает через год получать тройки, а через два — стать отличником. И в первом, и во втором случае необходимо найти точку приложения усилий, разобраться, что именно с мозгом не так.
— Кого вы реабилитируете?
— Более половины опухолей, развивающихся в раннем детстве — это опухоли задней черепной ямки, в частности опухоли мозжечка. Двигательные нарушения — одни из очевидных последствий опухолей мозжечка и их лечения.
Нарушения движения сопровождаются изменениями в эмоциональной сфере и снижением интеллектуальных функций.
Так, например, при опухолях мозжечка и последствиях их лечения у детей часто наблюдается эмоциональная уплощенность: пропадает богатая эмоциональная палитра, в поведении присутствуют крайние формы эмоций. Девочки плачут по нескольку раз в день, мальчики — дерутся.
Казалось бы, в этом случае нужно работать с эмоциями, повышать эмоциональный интеллект. Однако гораздо эффективнее воздействовать на эмоциональную сферу с помощью тренировки моторного контроля движения — отработки базовых двигательных стереотипов.
Каждый использует 10% мозга — это байка
— Способны ли нейробиологи предсказать, что именно в случае заболевания перестанет работать в нашей голове?
— Связь между структурами и функциями существует. Есть базовые функции: дыхание, глотание, кашель, чихание. Их центры жестко локализованы в голове. Они лежат в древних областях мозга. Если удалить или повредить дыхательный центр, остановка дыхания и летальный исход станут следствием.
А вот нарушение высших психических функций, таких как память, внимание, сознание, может возникать при повреждении разных областей мозга. Кроме того, эффект будет зависеть от возраста, локализации и типа опухоли, генеза поражений, течения заболевания. Например, послеоперационный мутизм (нарушение речевой функции) после удаления опухолей мозжечка встречается в 25% случаев.
Сейчас мы работаем с подростком, пережившим кому. Спасая тонущего друга, парень сам захлебнулся и ушел на дно. Врачи смогли его реанимировать, но в результате клинической смерти во многих областях мозга возникли серьезные повреждения, которые требуют коррекции. Парню сложно, стыдно и часто не хочется инициировать разговор с окружающими. Но он делает успехи.
— Есть ли у мозга резервы для продолжения нормального функционирования? Говорят же, что мы только 10% мозга используем, а все остальное для чего?
— То, что каждый использует лишь 10% своего мозга — это байка. В биологии так не бывает. Если кто-то не работает, его съедают!
Каждый день, даже без приема лекарственных препаратов, алкоголя и других токсинов, у нас погибает более 500–700 тысяч нейронов. Гибнут те нервные клетки, которые мало работают.
Допустим, в результате опухоли мозжечка ребенок утратил автоматизм ходьбы. Можно ли научить его ходить заново? Да, в мозге образуется новый функциональный ансамбль ходьбы, потому что мозг обладает пластичностью, лабильностью.
Хорошая новость, что у каждого из нас есть резерв интеллектуальных возможностей. А нейрореабилитация и движение способны улучшить жизнь даже у здоровых людей: снизить синдром усталости, улучшить переключаемость.