Великая Пятница в литургическом смысле необычна тем, что это единственный день года, когда совершаются три службы.
Это день полной синхронизации церковной и соответственно молитвенной жизни христианина с тем порядком событий, которые описаны в Евангелии. В частности, именно поэтому не совершается в пятницу литургия. Господь в эти часы претерпевал страдания на Кресте, а литургия – это очень праздничная и всегда неизменно пасхальная служба. Поэтому в это время Церковь пребывает в молчании: непрерывное чтение Псалтыри, некий поток молитвы, который перемежается чтением Евангельских отрывков, возвращающих нашу память к тем часам и к тому месту, где совершалось наше Спасение – это совершающаяся утром служба Царских часов.
Днём совершают вечерню с выносом Плащаницы, а вечером – погребение Плащаницы. Фактически мы делаем то, что не сделали апостолы: погребаем Господа с положенными молитвами.
По церковному уставу Великая пятница — день всецело постный. Человек не отвлекается ни на что, даже минимум еды для себя.
Эти дни – пятница, четверг, суббота – тридневие Страстей Христовых, для меня, по моей советской памяти, еще особенны тем, что это время каких-то своих секретов. Город вокруг живёт совершенно другими интересами, мотивами. А у меня есть свой повод для мыслей, переживаний, молитвы. И это не для того, чтобы осуждать тех, кто там идёт мимо храма, и не помнит в этот день о распятом Христе. Скажу по-детски – это такой большой секрет, для маленькой такой компании.
Иногда все-таки радостно, по-хорошему радостно, почувствовать какую-то свою неконтекстуальность, некоторую отличность. Хотя бы иногда христианин должен всё-таки действовать, думать, реагировать, переживать иначе, чем просто наши дорогие соотечественники. И вот эти последние дни Страстной седмицы дают для этого повод. Когда эту тайну ты можешь нести просто в себе.