У одних и других общий покровитель – нынешние украинские власти и президент Украины Петр Порошенко, которые из-за истории с собором оказались в щекотливом положении. В разгар предвыборной кампании украинскому гаранту, который надеется переизбраться, точно не хотелось бы делать выбор, который может лишить его электората, стоящего за той или этой церковной организацией. Продавливанием псевдо-автокефалии для ПЦУ он уже настроил против себя многих прихожан канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ). Его новый церковный конфликт может ухудшить шансы на выборах, и без того невысокие. В итоге события пошли по неожиданному сценарию.
Вперед в XVII век
Пост главы украинских греко-католиков Верховного архиепископа Святослава (Шевчука), опубликованный на его странице в фейсбуке 18 февраля, был словно гром среди ясного неба. Предстоятель УГКЦ анонсировал на 7 апреля – праздник Благовещения (униаты празднуют его в один день с православными) проведение литургии в киевской Святой Софии. «Мы сделаем все возможное, чтобы все мы смогли достойно принять участие в этой Божественной литургии! Поэтому я торжественно объявляю о паломничестве всей нашей Церкви к собору Святой Софии в Киеве», – заявил Святослав (Шевчук). Он также уточнил, что инициатива о богослужении исходила от УГКЦ, и согласие министра культуры Украины Евгения Нищука получено. Являясь частью государственного архитектурно-исторического заповедника «София Киевская», собор подведомственен Минкульту.
Статуса важнейшего памятника архитектуры из списка наследия ЮНЕСКО было достаточно, чтобы спровоцировать ажиотаж вокруг заявления Святослава (Шевчука). Общеизвестно, что Святая София не используется по прямому назначению из-за боязни навредить ее драгоценным фрескам и мозаикам. Только в день независимости Украины в ее стенах проходит мероприятие «Молитва за Украину», которое собирает политическую верхушку и руководителей различных конфессий страны. Но это малолюдное собрание проходит без использования свечей. Также в этом году Святая София по воле Порошенко приняла так называемый объединительный собор ПЦУ.
Но дело не только в культурной важности древнего храма. Наружу вышел исторический подтекст.
Заявление заставило вспомнить, какое отношение греко-католики имели к собору. Униатская церковь захватила Святую Софию на рубеже XVI и XVII веков, вследствие чего центр Киевской митрополии переместился в церковь Богородицы Пирогощи в районе Подола. Только в 1633 году митрополит Петр Могила вернул храм Православной Церкви. И вот анонс главы УГКЦ для некоторых оказался своего рода машиной времени.
Но это была только завязка. 22 февраля сайт «Киевского патриархата» (КП) опубликовал открытое письмо «почетного патриарха ПЦУ» бывшего митрополита Киевского Филарета к Святославу (Шевчуку). Он по сути предостерег главу УГКЦ от богослужения в Святой Софии и мероприятий с паствой рядом на Софийской площади.
«Если произойдет это событие, то оно вызовет сопротивление со стороны православных украинцев», – отметил Филарет, допустив «межконфессиональное напряжение» и даже «противостояние» своих сторонников с греко-католиками.
На следующий день стало известно, что свое письмо отослал Верховному архиепископу и глава ПЦУ Епифаний. Тема не уточнялась, но сообщалось, что по возвращении Святослава на Украину состоится его встреча с Епифанием.
Со своим заявлением выступил и Минкульт, ввергнув аудиторию в недоумение. Оказалось, никакого разрешения на богослужения в Софийском соборе УГКЦ не выдавалось. Более того, ведомство Нищука считает, что «осуществление подобных мероприятий наносит непоправимый вред памятнику всемирного наследия ЮНЕСКО».
Потом Минкульт удалил заявление со своего сайта. И окончательно всех запутала УГКЦ, которая сняла анонс Святослава со своего ресурса (но оставила его пост в фейсбуке).
Разобраться в ситуации можно, ответив на три следующих вопроса.
1. Зачем униатской церкви нужно было выходить с инициативой о богослужении в Святой Софии?
Нужно понимать, что УГКЦ считает себя и украинское православие частями некогда единой Киевской церкви-«матери», заложенной еще до Великого раскола 1054 года. Этим обосновываются претензии греко-католиков на право служить в Софийском соборе.
Тем более позиции УГКЦ в последний год серьезно усилились. Униатское лобби во власти оказало серьезную поддержку в деле оформления ПЦУ. Достаточно сказать о роли председателя парламента Украины греко-католика Андрея Парубия, который играет немалую роль в принятии законов в пользу нового церковного проекта (и направленных против канонической УПЦ).
А на церемонии «интронизации» Епифания в отсутствие представителей Православных Церквей одной из замен для них выступил Святослав (Шевчук).
Как сказано в опубликованном в сентябре 2018 года открытом обращении к Патриарху Константинопольскому Варфоломею, подписанном народными депутатами Украины разных созывов, «основные идеологи и проводники вопроса автокефалии – политики, не являющиеся православными людьми» – это намек на влияние униатов на процесс предоставления томоса.
Сегодня УГКЦ хочет закрепить успех.
«По сути стандартная православная дихотомия на Украине из УПЦ и «Киевского патриархата» уходит в прошлое. На место третьей национальной церкви претендует УГКЦ», – объясняет политолог Руслан Бортник, который занимается церковной тематикой.
По его мнению, униатам сейчас важно показать поддержку государства, и богослужение в Святой Софии дает такую возможность.
2. Почему «почетный патриарх ПЦУ» выступил против униатской литургии в Софийском соборе?
Филарет не хочет усиления УГКЦ, тем более в нынешних условиях, когда его новосозданная «церковная организация» не получила признания, на которое они с Епифанием рассчитывали. А униаты – общепризнанная церковь с серьезной поддержкой заокеанской диаспоры.
«УГКЦ оказывается соперником в борьбе за умы и богатства, статус а-ля государственной церкви, которой не может быть по Конституции. Поэтому Филарет вынес сор из избы и обострил ажиотаж вокруг Святой Софии. Он хочет, чтобы на него было основное внимание», – объясняет политолог Алексей Якубин.
Если положение ПЦУ не изменится – процесс легитимизации не начнется (а пока все к этому идет), церковный проект будет улучшенной версией КП, благодаря приему на Фанаре (район Стамбула, где находится резиденция Вселенского Патриарха).
Как считает Руслан Бортник, тогда греко-католики, возможно, еще усилившись, могут вернуться к идее объединения, ведь это все равно возможно только на базе признаваемой в мире церкви (то есть фактического перехода ПЦУ в униатство). «Процесс не будет быстрым. Счет пойдет на десятилетия, и сторонники этого проекта отдают себе отчет и не торопятся. Стратегически это приведет к усилению влияния Рима в регионе», – полагает эксперт.
3. Почему власти в вопросе предоставления Софийского собора так странно себя ведут?
Похоже, там не ожидали, что ситуация обострится и будет угрожать конфликтами, которые не нужны Порошенко, чья избирательная кампания и так скандальна. Ссориться с униатами президент, очевидно, не хочет.
«Власти рассчитывают с помощью греко-католиков добиться признания ПЦУ хотя бы Ватиканом. Это будет очень странно выглядеть для православного мира, но деваться некуда. Если дверь закрыта, приходится лезть через окно», – комментирует Алексей Якубин.
Судя по всему, УГКЦ предложили подождать с осуществлением давнего желания о Святой Софии, возможно, до окончания кампании. Лишние «зрады» Порошенко сейчас ни к чему. Если он таки выиграет выборы, то спокойно даст отмашку Минкульту закрыть глаза на нарушения правил. В случае провала обещания униатам уже будут не его проблемой.