Православный телеканал «Спас» примет участие в конкурсе Роскомнадзора на включение во второй цифровой мультиплекс. Что это изменит в информационной политике канала? Кто целевая аудитория канала? Какие задачи перед собой ставит «Спас»? Отвечает генеральный директор телеканала Борис Костенко.
— Некоторые охотники за сплетнями уже оповестили Интернет о якобы грядущих кардинальных изменениях телеканала «Спас». На самом деле ни программно, ни юридически ничего не меняется, новой лицензии мы не получаем. Речь идет только о том, что мы примем участие в конкурсе на вхождение во второй мультиплекс. Этот конкурс будет, вероятно, объявлен в сентябре в связи с тем, что телеканал «ТВ Центр», ранее находившийся во втором мультиплексе, указом Президента РФ переведен в первый. Соответственно, появляется свободная позиция.
Такой конкурс проходит не впервые, но поскольку участникам надо платить немалые конкурсные взносы, раньше мы в нем не участвовали. Теперь у нас появилась возможность заплатить взнос, и, главное, последующие выплаты, поэтому участвуем, а гадать о результате пока рано. В любом случае телеканал «Спас» будет стараться выйти на новый статус, расширить аудиторию, но как-то менять или «корректировать» концепцию вещания мы не собираемся.
К концу года планируем перейти с арендного оборудования на собственное, и это позволит увеличить оперативность и интерактивность программ, проще говоря, увеличить количество программ в прямом эфире, а в дальнейшем и транслировать наиболее значимые богослужения. Пока, как вы знаете, Патриаршие богослужения показывают только два раза в году — на Пасху и на Рождество, иногда, когда Святейший Патриарх служит в регионах, это транслируют местные телекомпании, причем такие трансляции требуют значительных ресурсов. Вот, что, например, может подразумеваться под корректировкой вещания. Ни о каких компромиссах или уступках чему-либо речи нет.
Все наши усилия были и будут направлены на то, чтобы заинтересовать молодых людей. Молодых необязательно по возрасту. Человеку может быть и 20, и 50, но если он ищет смысл жизни, задает себе духовно-нравственные вопросы, пытается на них ответить, это наш зритель. Мы не гонимся за массовой аудиторией, не конкурируем с другими каналами в известных жанрах, а пытаемся предложить свою, в первую очередь, нравственную интерпретацию того, что происходит в жизни, в том, что нас окружает и волнует сегодня.
В лицензии канала написано о религиозном и общественно-политическом вещании, но по сути все наши программы — христианские. Просто есть передачи для подготовленного зрителя, понимающего церковный язык (не церковнославянский, а церковный в широком смысле слова) и православные реалии, для активных прихожан; а есть программы для людей, возможно, никогда вдумчиво не читавших Евангелие, плохо знающих церковные традиции и порядки, но искренне считающих себя русскими православными людьми, как правило, крещёных в младенчестве… Для них церковная составляющая спрятана вглубь.
Например, в день Петра и Февронии необязательно пересказывать житие этих святых, можно просто показать, как и чем сегодня живут нормальные счастливые семьи. Мы стараемся в первую очередь познакомить людей с Русской православной цивилизацией, ненавязчиво объяснить им, что они есть наследники именно этой традиции…
Конечно, телевидение требует серьезных финансовых затрат. При этом мы негосударственный канал, и поэтому не можем и не должны требовать от государства, чтобы оно нас финансировало. Вот ОТР — государственный канал, пусть и получает из госбюджета, а мы посмотрим, насколько это общественный канал и как он этому обществу служит. Я уже говорил, что считаю «Спас» общественным телевидением с христианским лицом.
Повторяю, участие в конкурсе не вносит серьёзных корректив в наше развитие. Штат постепенно расширяется независимо от того, войдем мы во второй мультиплекс или нет. Главная наша задача — перейти на работу из собственной студии, и именно это даст возможность при тех же кадровых ресурсах и бюджете увеличить количество собственных оригинальных программ вдвое. Прежде всего, планируем увеличить объёмы оперативных форматов.
Если же говорить о телеканале как проекте в целом, то в отличие от большинства отечественных телевещателей, которые своей главной целью считают получение прибыли, иногда особенно не выбирая средства и методы, мы всегда останемся на единой духовно-нравственной позиции и будем придерживаться одной концептуальной, в первую очередь, консервативной идеи. Как писал в начале XX века выдающийся русский философ и публицист Иван Ильин: «Служить России и только России!». Как просто!