О Благовещении Пресвятой Богородицы мы узнаем из одного лишь Евангелия – от Луки. Предание донесло до нас некоторые подробности жизни апостола Луки. Образованный эллин, врач (что подтверждает и апостол Павел в послании к Колосянам, 4:14), он подошел к написанию Евангелия наиболее обстоятельно. По сути, это полноценная биография. Согласно Преданию, апостол Лука был близко знаком с Самой Божией Матерью и даже написал первые Ее иконы. Однако искусствоведы категорически утверждают, что приписываемые его руке образы созданы значительно позже. Возможно, что известные нам изображения, на самом деле, являются позднейшими списками, а Священное Предание донесло до нас самое важное: святой евангелист проводил в беседах с Пречистой не один час. Судя по всему, многие детали из земной жизни Господа, записанные в Евангелии от Луки, дошли до нас именно через Нее: обстоятельства Рождества, Отрок Иисус во Храме, родословие… и Благовещение.
В самом событии Благовещения меня всегда поражала ненавязчивая мудрость Девы Марии.
Молодая девушка оказалась значительно мудрее, духовно трезвее священника — Захарии. Тот, получив подробное описание чуда (при том, чуда вполне «реального» для иудеев — был и рожденный стариками Исаак, и вымоленные неплодной женою Иосиф и Вениамин, и по молитве неплодной матери рожденный Самуил) – смутился и немедленно запросил больших объяснений. Мария же, так же смутившись приветствием Ангела («Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк.1:29)), во-первых, ничего не сказала, хотя, по Преданию, была воспитана при Храме и уж отличить духа злого от Ангела, безусловно, смогла бы. Есть такое аскетическое правило: не принимать (чтобы не обмануться) и не отвергать (чтобы невольно не похулить того, кто от Бога). Об этом правиле говорят многие отцы Церкви. Составитель жития преподобного Силуана Афонского, сам подвижник современного благочестия, архимандрит Софроний Сахаров писал, что при встрече с любым духовным явлением нужно немедленно обращаться за помощью к духовнику. У нас может не хватить рассудительности и «духовного чутья», и есть риск быть захваченным врагом.
Да, совет обратиться к духовнику хорош для нас – а к кому и зачем обращаться было Ей, Честнейшей Херувимов и Славнейшей Серафимов? Пречистая, повторюсь, с детства общалась с Ангелами. Но, будучи образцом смирения и скромности, услышав обращение: «Благодатная!» — Она не готова принять столь высокую похвалу. И молчит в смущении – чтобы не только избегнуть гордости, но и удостовериться в том, что обращающийся – вестник от Господа.
Во-вторых, узнав о принесенной вести, Мария задала единственно возможный разумный вопрос: «Как? (будет это, когда Я мужа не знаю?» (1:34)). Опять же, Она могла бы сразу бездумно принять, обрадовавшись чести, которой удостоилась. Возможно даже, Гавриил проверял чистоту Девы, дважды обращаясь к Ней: «Благодатная».
Можно сказать, что Захария задал тот же вопрос, но нет, совсем не тот же. Разница в деталях, но существенных. Даже некоторым высокомерием отдает пояснение ученым Захарией своего недоверия: «Ибо я стар и жена моя в летах преклонных» (Лк.1:18).
То же, о чем говорит Деве Гавриил, не просто удивительно – это невозможно. Такого не было никогда. Пророчество Исаии о рождающей Мессию Деве уже смущало Симеона Богоприимца – одного из переводчиков Писания на греческий язык. Вопрос Пречистой поэтому не просто закономерен – он благоразумен.
В-третьих, даже услышав ответ о действии Божией благодати, – Она не просто соглашается со словами Гавриила, но еще раз подчеркивает, что слова Ангела она принимает лишь постольку, поскольку он вестник от Господа: «Се, Раба Господня».
И наконец, уже приняв возложенную на Нее миссию, Божия Матерь идет к родственнице Своей, Елисавете, и мне не кажется, что это был исключительно визит вежливости. Лишь убедившись «на сто процентов» в том, что видение было от Бога, Ангел сказал правду, Елисавета действительно ожидает младенца, – Пречистая Дева Мария окончательно принимает Благую Весть, благодаря Господа в Своей песни:
Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.
Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.
Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.
А сегодня мы вспоминаем «главизну нашего спасения» — и в пасхальные дни ощущение Домостротельства Божьего многократно усиливается. Евангелие – Благая весть: от Благовещения до Воскресения…