В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
Лк. 10: 38—42
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Лк. 11: 27—28
Одна из важнейших проблем человека, переступающего порог церкви, состоит в том, что он приходит сюда не для того, чтобы вести духовную жизнь, а для того, чтобы Бог решил его проблемы. Какими бы они ни были — денег нет, мужа нет, мира нет. Еще чего-то нет. На этом «у меня нет» строится представление человека о том, что в храме должно происходить. А именно: Бог должен восполнить то, чего мне недостает. Я, в свою очередь, согласен взять на себя некоторые обязательства. Например, исповедоваться, причащаться, читать некоторые тексты. Ты — мне, я — Тебе.
В этом карикатурном видении и ведении духовной жизни ничего от Духа нет. Потому что когда Дух оказывается вовлечен в твою жизнь, Он путает тебе все карты. Все твои представления о долженствованиях, все человеческие расчеты. Все то, что у тебя уже размечено на годы вперед. Но если ты пришел не за тем, чтобы Дух действовал в твоей жизни, как Он умеет действовать, рано или поздно возникает обида на Бога. Как так? Я принял условия игры, исполняю все формальные требования, а зарплата у меня как была маленькой, так и осталась, а семьи как не было, так и нет. И мне еще сообщают, что я должен верить в то, чего никто не видел. О чем мы тут вообще говорим?
Хочу обратить ваше внимание вот на что. Круг евангельских чтений, приуроченных к Богородичным праздникам, очень узок. По пальцам одной руки можно пересчитать эти отрывки из Евангелия. Почему так? Ведь самих праздников, посвященных Божией Матери, очень много. Правильный ответ очень прост: потому что очень мало достоверных свидетельств о жизни Пресвятой Богородицы. А Церковь целомудренно не восполняет этого недостатка свидетельств сплетнями и баснями.
Не нужно большого количества слов. Духу угодно являться человеку в тишине. В невидимости. В несомненной очевидности.
Богородичные праздники крупным стежком проложены по ткани церковного года. Божия Матерь всюду — в воспоминании событий Ее земной жизни, в почитании Ее чудотворных икон. Она всюду. И вроде бы нет действия. Действие Божией Матери есть по преимуществу действие Живого Духа. И пока ты не пробьешь брешь в собственных стенах непонимания, ты никогда не соприкоснешься с настоящей жизнью Церкви, где всюду Спаситель и Божья Матерь. Где всюду святые угодники. Где каждое событие твоей жизни так или иначе с ними связано. Твоя жизнь, проще говоря, происходит на их глазах и при их участии.
Пока ты этого не почувствуешь, все твои поклоны и акафисты не имеют значения. Ты будешь находиться в постоянной тревоге относительно молитвенного правила, постной или скоромной еды, тех или иных «можно» и «нельзя». Когда ты ощутишь опыт соприкосновения, тебе уже все будет не страшно. Ты можешь знать, что ты ослабеваешь и стынешь, что ты ошибаешься, но ты будешь также знать, что они — Христос, Пресвятая Богородица, святые — не отходят от тебя. «И, упразднив клятву, даде благословение»[1], — в сегодняшнем песнопении говорится. Божия Матерь, упразднив клятву, то есть проклятие, дает через Христа нам благословение.
Кто человеческий род проклинает? Понятно, враг. Но действует он человеческими руками, через кого-то. И ни через кого он так успешно не действует, как через нас самих. Мы сами — авторы своих самых жутких проклятий. Они состоят в том, чтобы иметь глаза и не видеть, иметь уши и не слышать. Быть твердокаменно убежденными в своей правоте и не искать тишины и глубины духовной жизни. Она есть. И в наступившем церковном году такая первая глубокая и чистая полынья, наполненная водой живой, — Рождество Божией Матери.
Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея».
[1] «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный» (Тропарь Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, глас 4).