В неделю 14-ю по Пятидесятнице – Мф 22:1–14 (зач. 89):
Сказал Господь притчу сию: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.
Обращаясь с проповедью к Своим слушателям, произнося притчи, Спаситель не стремился к оригинальности. Мы можем заметить, что одну и ту же мысль, одну и ту же идею Господь пытается донести до нас в разных притчах.
Представление о «несправедливости» Бога мы можем почерпнуть из притч о наемных работниках и о немилосердном заимодавце.
Драгоценность человеческой души, пусть и запятнанной грехами, провозглашают притчи о заблудившейся овце, потерянной драхме и о блудном сыне.
Строгость Божьего суда и возможность падения тех, кто был уверен с собственной избранности, видны в притче о злых виноградарях, которую мы слышали в прошлое воскресенье, и в притче о званных на брачный пир, представляющую собой сегодняшнее евангельское чтение.
Но каждая притча многогранна, своеобразна и, в соответствии со своей иносказательной, метафорической природой, предполагает различные толкования и прочтения.
В сегодняшней притче можно усмотреть изображение евхаристического пира. Бог Отец – Небесный Царь – устроил брак Своего Сына с Церковью. Все мы, именующие себя христианами, приглашены на свадьбу, на брачный пир. Этот пир имеет начало, но не имеет конца. Мы можем участвовать в нем каждое воскресенье, даже каждый день, – и нас там ждут, нас зовут туда. Но откликаемся ли мы на этот призыв? Далеко не все и далеко не всегда.
Многие пропускают воскресное богослужение по неуважительным причинам (с точки зрения образцового прихожанина): нужно успеть сделать домашние дела, а когда-то нужно и отдохнуть. Сегодня друзья пригласили в гости, а завтра мы сами принимаем гостей. В прошлое воскресенье я приболел, а в это – выздоровел и отправился на дачу. По-житейски, по-человечески всё это понятно, но получается, что человек неделя за неделей, месяц за месяцем отвергает призыв Сына Божьего, оскорбляя Его и Его Невесту.
Но не менее часто встречается и другое. Представим себе: человек принимает приглашение, приходит на свадьбу, но ничего не ест и не пьет. Почему? Боится, что отравлено? Избегает вводить хозяина в издержки? Презирает пригласившего и его близких? Так или иначе, но в любом случае такое поведение выглядит странным и вызывающим.
Между тем подобную картину мы можем регулярно наблюдать в наших храмах. Мирянин посещает воскресное богослужение, но не причащается. То есть он, конечно, причащается, но редко. Каковы причины? Они весьма солидны и основательны: не пропостился нужное число дней, не вычитал положенное правило, не был накануне на всенощной или (самый веский довод!) уже причащался в прошлое воскресенье.
Выглядит всё это весьма благочестиво, но результат – ровно тот же самый, что и в предыдущем случае. Сегодня человек пришел на воскресную литургию и не причастился, в следующий раз – то же самое, а затем заболел, а затем и вовсе поленился прийти (всё равно «не готовился» – что же и ходить?). И незаметно для себя мирянин из категории ревностных и благоговейных прихожан переходит в разряд захожан, составлявших еще недавно предмет его сожаления и даже презрения. Душа, лишенная благодати, становится уязвима для диавольских искушений; сознавая свое падение, человек искренне считает себя недостойным Божьей милости – и еще дальше отдаляется от храма, от собрания верных, от Христа.
Но Господь милостив. И проходят месяцы, годы – и многие из таких горе-молитвенников всё-таки, с Божьей помощью, приходят в храм. Приходят – и видят много новых лиц. Однако, присмотревшись, прислушавшись, они понимают, что лица-то не такие уж и новые. Вот сосед-пьяница, который допился чуть не до белой горячки, – и ничего, стоит себе, молится, вот и к причастию пошел. А вот наш преподаватель – уж как я его агитировал прийти в храм, а он ни в какую. Я уж тогда рукой махнул – а вот привел же Господь. А это что за странные люди восточной наружности? Так это же цыгане, которых часто приходилось видеть неподалеку от храма. Что – и они исповедуются и причащаются? Да, исповедуются и причащаются. – А где же был я?
Но ни ревностные прихожане, ни вчерашние захожане, ни цыгане не застрахованы от того, что их церковная жизнь будет течь беспреткновенно. То, что мы крещены, что имеем стаж хождения в храм длиной в несколько десятилетий, что часто исповедуемся и причащаемся, – всё это само по себе не дает нам никаких гарантий, что дальше будет так же.
Каждое воскресенье мы получаем приглашение на брак Агнца, на брак Сына Божьего – и каждый раз мы должны с благодарностью и радостью откликаться на это приглашение, на этот призыв, не забывая при этом надеть подобающую одежду, то есть очистить свое сердце от мирской суеты, от страстей и принести всё свое естество в благодарственную жертву Небесному Отцу.
Читайте также:
Жизнь как Евхаристия