Окунуться в прошлое предлагает галерея «Веллум» на выставке «От Ледового побоища до Первой Мировой» в Центральном Доме художника. Экспозиция приурочена к Году российский истории и 770-летней годовщины Ледового побоища.
«Самым неверным и условным из видов искусства» называет Максимилиан Волошин историческую живопись. Действительно, мы и с современностью разобраться не можем, а уж понять, что происходило несколько десятилетий, а то и столетий назад…
С другой стороны историческая живопись – это прямая дверца в прошлое, пусть опосредованное, преломленное через вИдением художника. И оно помогает осмыслить как раз наше сегодня, в котором мы ничего не можем уразуметь. Ведь в прошлом можно найти очевидные подсказки…
Каждый художник пытается через прошлое сказать что-то свое. Например, высказать тоску, мечты о прошлом. В этом смысле акварель Александры Коноваловой «Золотой век», созданная в десятые года прошлого века мечтательной тоской о минувшем примыкает к работам мироискуссников Евгения Лансере, Константина Сомова, Александр Бенуа.
Павел Корин считал, что «искусство должно быть героическим, воспитывать и поднимать дух народа». Одна из значимых работ в экспозиции – эскиз Корина к картине знаменитого триптиха «Александр Невский». «В 1942-1943 годах мною был написан триптих «Александр Невский». Я писал его в суровые годы войны, стремясь отразить непокорный гордый дух нашего народа, который в судный час своего бытия встал во весь свой гигантский рост», — вспоминал художник. По эскизу можно видеть, как искал Корин облик главного героя, точные и выразительные жесты. В эскизе у Александра Невского рука с мечом опущена, а в картине – обе руки уверено сжимают рукоять меча.
В военные и послевоенные годы работает своей картиной «Утро на Куликовом поле» (1943 — 1947) Александр Бубнов. Он штудировал исторические монографии, читал памятники древнерусской литературы, искал реквизиты, и писал, писал эскизы. На выставке можно увидеть два эскиза к работе – «Воин» и «Молодой воин».
Сила, позволяющая народу выстоять в любые времена, — в послевоенных работах Бубнова – «Богатырь», «Сказка», «Молодой Олег в походе». Эта сила – глубинного почвенного характера, отсюда – и былинно – сказочные мотивы.
Прошлое может мыслиться и через литературных героев, как в рисунке Константина Рудакова «Бал у Лариных» (1930-е годы).
То, что нами воспринимается сегодня как историческая картина, может быть на самом деле вещью, написанной по горячим следам. Как картина Ивана Владимирова «Сдача в плен турецких солдат под Эрзерумом. 1915». Вообще произведения Владимирова – живописные и графические -осмысляются как исторический документ: Иван Алексеевич был художественным корреспондентом в период Русско-японской войны, Первой мировой…
Есть на выставке и плакаты в духе лубка времён Русско-японской. На одном из них сидит громадный мужик, сжимающий пушку, направленную в сторону мало симпатичных граждан, олицетворяющих Америку и Англию, в руках которых маленькие японцы. Подпись под изображением гласит: «Посидим у моря, подождём погоды! Видишь – какие страшные уроды виднеются из-за японской спины. Должно быть – его опекуны?… Заморские покровители! Покурить, господа, не хотите ли – нашей русской махорочки, что виднеется на горочке! А это — тебе, японец, и игрушка – наша российская пушка! Ну, скорей, что ль начинай, к нам на сушу выплывай!…» Пусть война эта не была победной, но сила духа русских солдат оказалась ничуть не меньше того, что было заявлено в том же плакате…
Франц Рубо известен чаще как автора росписей «Бородинской панорамы». Но он писал не только прошлое, но и опять же — свою современность. Подтверждением тому — «Казаки в Галиции. Перед Брусиловским прорывом». Спокойная тихая ночь, за которой угадывается блистательная победа.
Отправляясь на выставку, я думала написать о том, что произведения, демонстрирующее героическое прошлое – помогают воспитывать «патриотизм в подрастающем поколении» или нечто подобное. А потом – передумала. Нет, детям всё это, конечно, нужно показывать. И почаще. Прежде всего даже не для того, чтобы «прикоснуться», «испытать гордость» а, — постаравшись понять себя и своих современников, живущих в XXI веке. Ведь, по словам Максимилиана Волошина, «ни исторические эпохи (по-гречески epoche, буквально — остановка), ни исторические характеры никогда не угасают бесследно в жизни народов. В современности всегда присутствует все, из чего народ слагался исторически. Подводные течения истории только на время выносят на поверхность, на яркий свет известные элементы народного духа и характера, оставляя другие в тени, в глубине. Но творческие вихри присутствуют всегда в жизни народной».