Образ матери Марии (Скобцовой), прославленной Константинопольским патриархатом в лике святых за подвиг жертвенной христианской любви, не всеми воспринимается однозначно. Ее поведение и образ жизни не вписывались в традиционные представления о монашестве. Мы просим поделиться своим взглядом на жизненный путь и служение монахини Марии (Скобцовой) двух священников — игумена Сергия (Рыбко) и протоиерея Димитрия Карпенко.
Игумен Сергий (Рыбко): «Интеллигентное монашество».
— Мое отношение к матушке Марии, при всем уважении к ней и преклонении перед ее мученической смертью, довольно неоднозначное.
Вообще мать Мария бунтарка. Насколько я знаю, до обращения к Богу она состояла в партии эсеров. Мне она должна быть очень близкой по духу и по взглядам, поскольку мы оба бунтари, но скажу честно, никогда ее взгляды у меня не вызывали симпатии. Еще во времена моего юношества я о ней слышал. Дело в том, что, перейдя из хиппи в Церковь, я вдруг стал совершенным традиционалистом. Должен разочаровать тех, кто причисляет меня к модернистам, я традиционен. Любые отступления от православных канонов мне крайне болезненны.
Такая личность как монахиня Мария (Скобцова) несколько не вписывается в рамки моих понятий о православной духовности и православном монашестве. Если бы она была мирянка, многое в ней было бы мне более понятно и приемлемо. К мирянам можно снисходить, но я не приемлю того, что на литургии можно пойти за продуктами для бедных. Господь сказал в Евангелии: «Нищих всегда имеете, а Меня не всегда». Для меня литургия — это самое священное и высокое, вне зависимости от того, служу я или просто молюсь. Я никуда не уйду с литургии.
Исключением могут быть случаи, если меня, как священника, вызовут на причастие к умирающему. И все равно сделаю все, чтобы побыть хоть немного, хоть одну минуту на службе.
— Может быть, матушка покидала литургию потому, что другой возможности покормить бедных не было?
— Думаю, если человек захочет — он найдет время для необходимого. Просто для матушки это было не настолько важно. Я не думаю, что она это делала всегда или специально подбирала время. Просто у нее была такая установка: она считала свое дело более важным.
Я не согласен с этим. Сходи, помоги до литургии или после, с вечера приготовь — рано утром отнеси, но не во время литургии. Кормить нищих, бедных — святое дело и ничуть не менее важное, чем литургия, но всему свое время. Нельзя одно подменять другим.
— Часто вспоминают, что мать Мария курила…
— Это я не буду комментировать. Это личная немощь конкретного человека, не мне об этом судить. Есть в мире намного более тяжкие грехи.
Я также ничего не могу сказать о ее богословских трудах, не знаток ее работ. Насколько знаю, в ее книгах проскальзывают достаточной вольные взгляды на природу Церкви и на церковного человека. Она была так воспитана, человека во многом воспитывает среда. Однако среду выбирает сам человек, он выбирает тех, кто ему близок по духу.
Монашество матушки Марии — это некое интеллигентное монашество, она очень отстаивала класс интеллигенции в Церкви. А Церковь — она равная, в ней нет интеллигенции, в ней все равны между собой: и царь, и пахарь.
Но то, как она погибла — это мученическая смерть, несомненно. За эту смерть все можно простить и канонизировать этого человека. И если Церковь сочла возможным канонизировать и прославить матушку Марию — я молчу. Я только могу высказать то, что мне не нравится в ее жизни, в ее делании монашеском, но это лишь мои взгляды.
С другой стороны, я еще не видел постановления нашей Церкви о ее канонизации. Обычно, если канонизирует одна поместная Церковь, то канонизирует и другая. Должны быть и постановления нашего Синода, а их я не встречал.
Перед ее подвигом и мученичеством христианским ради ближнего — я склоняюсь.
— Матушка Мария выдавала мнимые справки о крещении евреям, чтобы тех не расстреляли немцы. Думаю, это можно понять?
— Во французском сопротивлении состояло несколько православных священников, и одно из таких движений занималось тем, что выдавало такие справки. Я бы поступал так же. Действительно, крещеных евреев немцы не расстреливали, они вообще их отпускали. Чтобы спасти человека нужно делать все, а Господь разберется, кто виновен, а кто нет. Наше дело помогать.
Хочу добавить, что в то время пострадала не одна Мария Скобцова. Несколько священников попали тогда в концлагеря, кто-то был повешен. Один священник повесился сам, боясь, что не выдержит пыток и выдаст тех, о ком надо было молчать.
— Этот поступок, на Ваш взгляд, оправдан?
— Думаю, что оправдан. Человек на это пошел не из-за «шкурных» соображений. Он боялся стать предателем. Здесь нужно выбирать меньший грех. Вообще о грехах и испытаниях в тяжелые времена не нам судить.
Беседовала
Елена Вербенина
Протоиерей Димитрий Карпенко: «Мария Парижская – неудобная святая».
Образ матери Марии (Скобцовой) не укладывается в обычное представление о православном монашестве. Слишком сложна ее жизнь, слишком переполнена событиями, противоречиями, исканиями. Не так просто поместить все это в русло привычного житийного жанра. Впрочем, для многих сама мысль попытаться говорить о матери Марии как о православной русской святой граничит с кощунством, ведь не может быть святости там, где мы ее видеть не хотим.
Сама мать Мария скажет о себе:
Кто я, Господи? Лишь самозванка,
Расточающая благодать…
Такой «самозваной» святой она и останется для многих и многих чад нашей Церкви, не способных вместить…
И ведь действительно, о какой святости можно говорить, когда было два брака, революционное прошлое, курение, стихи, дети, неправильная юрисдикция, непонятное богословие, монашество ли? История Русской Церкви не изобилует примерами женской богословской мысли, и это еще одна черта, которую матери Марии простить никак невозможно.
А ведь ее поэзия, статьи, в том числе и на богословскую проблематику, являют собой особую сокровищницу русской мысли и русского слова. Но главное сокровище матери Марии – это ее вера, истинно евангельская вера, которая состояла, ни из одних лишь слов, но и дел. Евангельское милосердие и евангельское доброделание, которое не взирает на лица – вот главный вклад матери Марии в сокровищницу русского христианства.
Мать Мария понимала монашеское служение – как деятельную любовь к людям, которая состоит из дел милосердия, из конкретной помощи реальному человеку. Она совершенно искренне не могла понять о. архимандрита Киприана (Керна) – для чего нужно запираться в келье, когда столько страждущих на улицах, когда стольким людям необходима помощь ни когда-нибудь, а здесь и сейчас. И мать Мария понимала, что она не может не оказать этой помощи.
Служение людям – вот тот Крест, который она приняла в монашеском постриге. Он стал для нее путем юродства, безумия во Христе. Именно в этом она видела подлинный христианский путь пронизанный Евангелием.
Кто дает, тот приобретает, кто нищает, тот богатеет. Мы отдаем наши человеческие богатства и взамен их получаем величайшие Божественные дары. И отдающий свою человеческую душу взамен ее получает вечное блаженство, Божественный дар обладания Царствием Небесным.
Так напишет мать Мария в своей знаменитой статье «Типы религиозной жизни», статье, которая до сегодняшнего дня является соблазном и безумием «традиционного» православия. Но если православные христиане забывают, о чем было написано Евангелие, к какой реальности оно призывает, то только слово исполненное силой и верой может подвигнуть снова к тому, что к Евангелию нужно не только прикладываться за богослужением, им нужно жить, его нужно иметь в своем сердце, как единственный источник для всех наших мыслей и действий.
Готовы ли мы сегодня жить Евангелием? Есть ли в нас решимость к деланию? Способны ли мы служить не идеологии, а, как заповедано Христом, Богу и людям? Конечно, никаких человеческих сил для этого будет недостаточно. Но там, где наши силы заканчиваются, они восполняются божественной благодатью и помощью святых, которые уже прошли этим путем.
Русская Церковь пока не готова признать святость матери Марии (Скобцовой). Думаю, что мать Мария на нас за это не обижается, она все понимает и тихо улыбается нам своей открытой улыбкой и готова придти на помощь. Прямо сейчас…
Читайте также: