Так случилось, что в тяжкий жизненный период моей жизни я с моей 4-летней дочерью Марусей оказалась в храме Трех Святителей на улице Петель. Здесь есть истинно христианская традиция: после Литургии прихожане пьют чай с булками и ведут задушевные беседы.

И я могу признаться теперь, когда все пережитые испытания уже позади, что только вера, молитвы и Причастие, а также  налитая с любовью чашка горячего чая и беседа по душам спасли меня тогда от полного отчаянья.

Я стала ходить в храм почти каждый день, и постепенно тучи над нами рассеялись, и наша жизнь с дочерью с Божьей помощью стала налаживаться…

При храме создана Ассоциация молодежи Русской Православной Церкви «Корсунь», ее ангел и координатор — Катя Соложенко. После вечерней службы прихожане изучают богослужебный Устав, церковно-славянский язык и просто говорят по душам – для многих это единственное место, где можно пообщаться по-русски.

И вот возникла идея поездки – выездного семинара по богослужебному Уставу «Бургундские схолии» в выходные дни 20-21 марта в приходском доме при православном храме г. Везле. Мы с Марусей были счастливы присоединиться к паломникам, и вот настало 20 марта…

В назначенный день у храма после службы, по благословению архиепископа Корсунского Иннокентия, собрались паломники – 21 человек, среди которых студентки  Сорбонны, преподаватель истории философии ПСТГУ, пенсионеры, люди самых разных социальных слоев и возрастов, дружно погрузились в машины, и тронулись в путь.

Главная улица Везле

В дороге нещадно лил ливень – в Бургундии, как всегда, шли дожди. И всех как прорвало: все стали знакомиться в пути, рассказывать открыто о своих проблемах, делиться тем, что наболело… Мы как-то открылись друг другу, и атмосфера полного доверия и любви друг к другу не покидала нас до самого конца поездки. Словно ангелы прикрыли нас своими крылами, и все «оттаяли»…

Через 2 часа с лишним показался холм с древней крепостью на вершине – это был город Везле. Чтобы подняться на вершину, нам пришлось долго кружить по серпантину средневековых дорог…  Итак, немного об истории  города, которому более 1 132 лет…

Cобор г.Везле

Историческая справка

Везле(Vézelay) — жемчужина Бургундии, где находится шедевр бургундско-романского стиля – базилика св. Марии Магдалины, включенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основанное в 878 году, крупнейший религиозный центр Европы, аббатство Везле сыграло особую роль в Крестовых походах. Именно здесь Бернар де Клерво в присутствии ста тысяч свидетелей призовет христианский мир ко Второму Крестовому походу, а город  станет центром почитания св. Марии Магдалины.

В 1217 году Франциск Ассизский образует здесь францисканский орден. Аббатство  связано с именами св. Бернара, Людовика VII, Элеоноры Аквитанской, Филиппом Августом, Ричардом Львиное Сердце.

В средневековом городке много интересных домов XV-XVIII вв., крепостная стена с воротами, дома известных людей: Жоржа Батая, Ромена Роллана, Макс-Поля Фуше.

Город расположен на холмах Морвана, также он славен знаменитыми бургундскими винами. Винные погреба здесь на каждом шагу.

Жизнь в монастыре 11-го века

Встретила нас монахиня Макрина – правая рука отца Стефана, настоятеля православного храма в Везле. Ее любимая собака Тео, помесь овчарки и сеттера, сторожила дверь дома, где мы должны были разместиться.

Размещение в приходском доме

Древний замок-крепость 11 века, с метровыми стенами из известняка, с огромным камином, где раньше грелись лошади, принял нас в свои стены. В центре зала тянулся многометровый стол – за ним паломники и трапезничали, и вели многочасовые занятия по изучению богослужебного Устава. К сожалению, в первый же день я заболела, и пролежала с температурой почти до отъезда в своей келье, поэтому рассказ о самих занятиях предоставляется самому преподавателю Устава и собственно слушателям. Лишь перед отъездом мне удалось послушать часть последней лекции и поразиться логике циклов каждых суток нашей жизни…. Расписанных много веков назад…

Итак, занятия вел Сергей Ким, занимающийся преподаванием богослужебного Устава в кружке при Трехсвятительском храме. Он закончил Московскую духовную семинарию, затем был откомандирован на учебу в Рим и Париж. Учился в Патрологическом институте в Риме («Иституто Патристико Аугустинианум»- по-итальянски), в Парижском Католическом институте на отделении «языков и цивилизаций древнего Востока». Изучает древнехристианские тексты, сохранившиеся в разных христианских традициях: патрологические, т.е. тексты Святых отцов, и литургические..

Сергей в своих лекциях в Везле поделился с нами своими знаниями о развитии Древнего богослужения; вот его рассказ о поездке:

«20 марта в субботу утром, после Литургии, с благословения Владыки, мы сели в машины, и сразу начался интеллектуальный пир. Мы вели беседы на разные темы, волнующие прихожан, и темы, связанные с богослужебным Уставом. А через 2,5 часа мы уже были в Везле — средневековом городе, который находится на вершине холма, окруженного виноградными долинами. По приезде нас встретил православный священник отец Стефан Хедли, американец. «Он представляет собой образ спокойного, рассудительного, радостного пастыря, который согревает душу», — так описал его Антон Одайский, который и сам был замечательной фигурой в поездке, предводителем и в буквальном смысле «руководителем» нашего паломничества, водившим всех восхищенных паломников за руку.

Мощи св.Марии Магдалины

Отец Стефан рассказал нам вкратце об истории города, потом мы спели акафист в базилике св. Марии Магдалины, и поклонились ее святым мощам. В субботу вечером было всенощное бдение в православном храме, — доме, обустроенном под православную церковь. Службы ведутся там на русском, французском и английском языках. Там мы познакомились с местными прихожанами.

В этих лекциях я пытался говорить о наиболее общих вещах, которые интересуют людей, посещающих церковь, но не соприкасающихся с богослужебными книгами и клиросом. В своих беседах я старался давать информацию структурально и показывать, что есть смысл в структуре богослужения, что это не просто непонятная последовательность случайных текстов, а гармонически устроенная система, которая в нашем современном виде несет следы исторического развития, тогда как в древности она имела вполне симметричные формы.

Например, я говорил о циклах, которые охватывали весь день и ночь и связывались с воспоминанием того события в жизни Христа или в Евангелии, которое происходило в определенный час дня, скажем, в третьем часу дня (около 9 часов утра) в Пятидесятницу снизошел Святой дух на апостолов, в шестой час — произошло распятие Христа и т.д.

Я говорил о том, что в древнем богослужении была некая симметрия, которая со временем смещалась и изменялась по причине наложения друг на друга разных служб. И если мы будем иметь схематическое представление о том, как изначально все было задумано, то мы легче сможем понять то, что происходит на современном нам богослужении.

Это будет сознательное участие с нашей стороны, а не просто тщетная попытка вникнуть в некую скрытую непонятную область. Если мы знаем, что происходит в Церкви, то мы можем и сами участвовать в происходящих событиях, а не бессловесно стоять и ожидать: что же будет дальше?

С отцом Стефаном у собора

Что впечатлило? Поход в базилику. Воздействие, которое она производит на человека, удивительно. Стоял прекрасный весенний денек, все окна базилики — огромной базилики на несколько тысяч человек, в городе, где зимой остается всего 200 жителей, — светились от солнечного света. Рядом с церковью лежат остатки древнего монастыря; и мы представили, что когда-то этот комплекс был огромен. Это опять соприкасается с нашей темой наших богослужебных занятий: были некие системы и структуры, от которых сейчас остаются островки, живя на которых, мы приобщаемся древнему величию.

Там есть смотровая площадка, ибо город находится на склоне холма, и оттуда открывается дивный вид на просторы виноградных посадок, начинающих уже зеленеть. Это было красиво.

Паломники и просторы Бургундии

Самое главное, что подчеркнула наша поездка, — это то, что церковные темы могут объединять людей совершенно разных жизненных историй, и то, что они в своей жизни пережили оказывается очень ценным. Когда мы беседовали о богослужении, о молитве, о церковной христианской жизни — каждый из слушателей вносил свой неповторимый вклад, какую-то реплику, и это объединяло всех нас.

Все это соединяло нас в очень неформальном духе, рядом с камином, в прекрасном старом доме, и это второе сильное впечатление, — оно не точечное, а длительное; впечатление, которое созревало в течение 2 дней».

Вот авторитетное мнение руководителя поездки, Антона Одайского, о лекциях Сергея Кима и его рассказ о соборе:

Собор г.Везле


«Сергей не просто излагал богослужебный Устав, но показывал историческую ретроспективу развития различный частей богослужений, а также греческую этимологию богослужебных терминов, отчего они становились более осмысленными. Например, «экзапостиларий», переводимый на церковно-славянский как «светилен», образован двумя  приставками и глаголом:  «экс», обозначает «из», «апо» — «под»,  глагол «стело» — посылать, — и таким образом слово в целом обозначает «посылать из-под». Поэтому экзапостиларий пелся на рассвете, когда солнце еще под горизонтом, но уже видны его лучи. И затем, при восходе солнца звучит древний гимн второго века «Слава Тебе, показавшему нам свет».

Собор в Везле устроен очень символично. В полдень дня летнего солнцестояния, в день памяти прор. Иоанна Крестителя у католиков посередине главного нефа собора пролегает золотая солнечная дорожка. И паломники идут по ней в храме последнего пророка Ветхого Завета к алтарю к мощам той, которая первой увидела наступление Завета Нового – воскресшего Христа Спасителя – в крипту св. Марии Магдалины ».

Первый раз в Везле Антон приехал давно, по совету Андрея Маслова, известного как хорошего организатора паломничеств по многочисленным православным святыням Франции.

Литургия

Православный храм в Везле, направо от собора

В кельях спалось, как в раю. Абсолютная тишина, которую нарушил звон колоколов поутру. Паломники заторопились на утреннюю службу в православный храм свт.Германа Оксерского.

Свт.Герман Оксерский

Она велась на французском языке. Отдельные псалмы и «Отче наш» мы пели на  русском. Исповедовались отцу Стефану на английском, французском и русском языках… Он так искренне молился за каждого из нас, что к концу службы у нас выступили слезы. Мы все чувствовали его любовь, его доброе сердце согревало наши озябшие души….

Интерьер православного храма в Везле

После службы местные прихожане устроили нам воистину царский завтрак — бранч, состоящий из 15 – 20 перемены блюд. Вспоминаются тушеная фасоль, паста из баклажан, чечевица, рататуй, и в самом конце — щавелевый суп…

Впрочем, мы отвлеклись.

Фрески в православном храме: свт.Герман Оксерский наставляет свт.Патрика Ирландского и благословляет св.Женевьеву Парижскую

За общей трапезой мы стали знакомиться с местными жителями  — учителями, художниками, иконописцами… Они оказались необычными, с очень  тонкой душевной организацией людьми. Многие из них живут за десятки километров от храма, но исправно приезжают на службу.

И особенно приятно было видеть во главе стола портрет Владыки Иннокентия – чувствовалось очень уважительное отношение к нашей Церкви….

После большого завтрака нас ждала заключительная лекция, потом — прощальное чаепитие, и вот мы уже грузимся в машины, чтобы до наступления темноты вернуться в Париж.

И вот,  напоследок, рассказ о поездке одного из ее участников.

Андрей Клемм – прихожанин парижского Трехсвятительского подворья, преподаватель балета,  хореограф балета Парижской Оперы.

Вечернее занятие

«Что вспоминается после поездки? Перед глазами стоит камин, все сидят возле камина и изучают богослужебный Устав. Собственно, это и было главной целью поездки.

А еще, из душного пыльного шумного тесного города выбраться на волю – на гору, на просторы, на воздух …

Это и единение душ, и знакомства, новые люди, интересные встречи и новые друзья. Спасибо руководству и организаторам, тем, кто вдохнул жизнь в эту идею: это Антон Одайский и Катя Соложенко. Все прошло как по часам –  пришли на службу вовремя,  на занятия… Ведь все это могло превратиться в обыденный пикник…

И в то же время не было никакого принуждения, все относились друг к другу с большой любовью и вниманием. Мне в такой обстановке было очень легко обучаться, и хотелось бы продолжения в таком же духе, чтобы организаторы не останавливались на достигнутом – на Везле, а продолжили  эту традицию выездных учений и дальше.

Приходской дом в Везле

Понравилось то, что всех нас предупредили заранее, что были подобраны дни поездки так, чтобы всем было удобно: мы  успели отпроситься с работы и спланировать все задолго до поездки. Нам прислали по электронной почте списки всего, что мы должны были взять – вплоть до зонтов – (Бургундия славится своей дождливостью!) и фонарей – лестницы в замке, где мы жили, плохо освещались. Все места в машинах были расписаны заранее, одним словом, была отличная организация!

Третий экипаж ждет на трассе четвертый отстающий

Я уже третий год хожу в наш храм, буквально с первого дня, как я приехал в Париж. Очень удобно: здесь всегда открыто, и утром, и вечером проходят службы,  приходишь – и тебе всегда рады, накормят-напоят, и выслушают, и научат. Здесь много кружков, лекций: и Евангельские чтения, и богослужебный Устав, и просмотры фильмов – каждый вечер что-то происходит.  И все это абсолютно неформально: все приходят и занимаются, и просвещаются по велению сердца. Здесь и общение, и дружба, и люди помогают друг другу.

Да, молитва – это очень важно, но порой хочется иного – человеческого тепла, участия. Ведь многие – очень одиноки, и есть потребность общаться не абы с кем, а именно с людьми, духовно тебе близкими»…

Возвращались мы в Париж с обновленными,  просветлевшими душами.

Хочется завершить этот очерк словами Булата Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья,

Возьмемся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке…»

Да, мы – разные, и все, так или иначе – одиноки здесь, во Франции. Но есть то, что объединяет нас и приближает друг к другу.

Это то, что мы  – православные,

то, что мы — русские,

и нас объединяет наша Вера.

Наша Церковь.

Наш Бог.

С Богом!

Лариса Штейнман

28 марта 2010 г.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.