Признаюсь, я с большим интересом прочитал статью Сергея Худиева «Царь и партбилет», ведь она пытается ответить на рассуждения людей о том, что если бы Христос пришел сейчас, то Он непременно поддержал бы их. Он пишет, что это совсем не очевидно и Христос мог бы их не поддержать, и это так. Но я не могу согласиться с его мыслью, что Он — Царь Вселенной, а потому все наши разборки для него слишком мелочны.
Возможно, это так, когда речь идет о философском Абсолюте или восточном деспоте на небесном троне, каким часто представляют мусульманского Аллаха. Но дело именно в том, что Христос поступает иначе. Он приходит и Сам(!!!) ссорится с фарисеями («горе вам, порождения ехиднины, окрашенные гробы»), провоцирует зилотов («отдайте кесарево — Кесарю»), священников (разрушьте храм сей; изгнание торговцев), даже Пилата («ты не имел бы надо Мной никакой власти»).
Давайте представим себе, что Его Первое Пришествие случилось сегодня, в современной России. Или что Он снова пришел на Землю, как в «Легенде о Великом Инквизиторе». Вот Он приходит к почитаемым в народе «младостарцам», возможно, в почтенном возрасте и с высокими церковными наградами. К тем, кто требует от мирян семидневного поста, вычитывания всех канонов и обязательного «отчета о грехах» перед Причастием, пытается внедрять на приходах «монастырский устав», лезет со своими бесценными указаниями и мелочными предписаниями во все стороны жизни духовных чад. Приходит, и говорит им — вы, лицемеры, требуете от людей того, чего сами не делаете, украшенные могилы, красивые снаружи и гнилые изнутри.
Приходит к Нему патриотический депутат, борющийся с вывозом долларов за границу, пытается вовлечь в свою борьбу «за освобождение от американской оккупации», а Христос отвечает ему: «Чей это билет и чьи это изображение? — Билет ФРС США и американских президентов. — Отдайте американское американцам». Что про такого написало бы «Завтра»? Как его клеймили бы «православные патриоты»?
А вот Он с учениками идет по Красной Площади, вдалеке Храм Христа Спасителя. Ему говорят, что это прекрасные здания, а что Он? «Не останется здесь камня на камне, все будет разрушено». Приходит Он в сам Храм и громит свечную лавку. Выгоняет торгующих. И кто знает, поверил бы Он, что наши «примерные добровольные пожертвования» — не цена? Представим себе такое хоть на мгновение. Думаю, религиозные чувства охранников и «свечниц» были бы оскорблены смертельно.
А вот и «православный олигарх», известный спонсор церковных проектов, спешит пожертвовать денег и Ему, «на помин души». А Христос говорит ему: «раздай все бедным и иди бомжевать вместе со Мной (птицы имеют гнезда и лисицы норы, а Сыну Человеческому негде преклонить голову), трудно богатому войти в Царствие Небесное».
А оппозиция? Чего стоит Его заявление, что мытари, сиречь «жулики и воры», вперед других идут в Царство Небесное.
Мусульманам в Казани Он объясняет, что «спасение от русских», а скинхедам рассказывает притчу «о добром мусульманине». И вместо того, чтобы прославлять наших «дуумвиров», говорит о каком-то Царстве Божием, которое должно наступить уже совсем скоро. Что явно есть 282 статья.
Вот уже суд. Он не отвечает на вопросы судьи. Ему грозят осуждением и за неуважение суда, власти и лично Президента. А что Он? «Ни Вы не имели бы надо Мной никакой власти, ни Президент, если бы не было дано Вам свыше». Какие еще нужны свидетели?
Нет. Не в свою партию хотели записать Христа на земле. От Него хотели отделаться, как от опасного бунтаря, религиозного реформатора и смутьяна. Все хотели. Потому как Он пришел не как Царь, а как жертвенный Агнец. Да. Он Царь, но Он ограничивает Свое всемогущество и оказывается бессильным, прибитым гвоздями к кресту, отверженным всеми. Не все Его хотят в Свою партию, но никто не хочет.
Он делает на земле Своим уделом — крест, своим богатством — гвозди, своим питьем — уксус, своим скипетром — копье, а венцом — терновник. Его порфира — насмешка, его титул — издевательство. Его почести — хула; ласки — удары в спину; поцелуи — плевки. Преданный всеми, один перед лицом ненавидящего мира стоит Он, потому что для этого Он и пришел.
Легко сказать кому-то: «Вы, либералы (единороссы, коммунисты, фашисты, мусульмане) сами были бы против Христа». А за кого были бы мы с Худиевым, после разгрома им лавки в Храме? После того, как наших богословов Он выставил неучами («разве Вы не читали в Писании…»), авторитетных духовников обозвал лицемерами и всем сказал горькую правду о них? После того, как предсказал разрушение наших национальных и религиозных святынь? Мы пошли бы за Ним или не узнали бы Его и говорили, что Он просто изображает святость с иезуитским коварством?
Да это просто чудо, что мы призваны Им сейчас, после Его Первого Пришествия. Потому как тогда мы вполне могли бы кричать «Распни!», пытаться вести с Ним богословскую полемику и гнать истину ради ложно понятой традиции. Конечно, все это не означает, что Он поступил бы именно так, и все это лишь размышления над тем, как могло бы быть, но размышления, построенные на том, как было во время Его Первого Пришествия. Не означает это и того, что Русская Православная Церковь потеряла благодать или не следует за Христом, что Христос нас покинул. Просто Он не обязан одобрять всего того, что делается от Его имени или от имени Его Церкви.
Конечно, Худиев прав, что либералы зря пишут, что Он непременно защищал бы «пусек». И рассуждения про «первого коммуниста» — глупость. Но когда он уравнивает Его и нас (потому и нас обвиняют, что мы не протестуем вместе с либералами и не стремимся строить коммунизм), мы забываем, что от Него тогда всем досталось. И совсем не очевидно, что Ему все нравится в современной церковной жизни и что личные грехи церковных людей (которые, конечно, не грех Церкви, а грех против Церкви) или недостатки церковной жизни не вызвали бы у Него желания взяться за кнут.
У нас есть страшные слова в молитве. «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда». Оказывается, даже для верующего человека есть возможность пасть так, что он станет подобным человеку, предавшему Господа на смерть. Наверное, важно сказать другим — Христос не обязан быть в Вашей партии, но важнее самому быть в «партии» Христа. Следовать за Ним. Проверять свои мысли и действия Его словами и делами, а не искать оправдания грехам.