Почему повышают НДС?
НДС – один из ключевых источников средств для федерального бюджета. В 2017 году он принес стране 3,069 трлн рублей. Повышение НДС даст российскому бюджету дополнительно еще 620 млрд рублей ежегодно. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, эти средства нужны для выполнения президентского «майского указа» – социальных программ по повышению уровня жизни граждан.
При этом НДС входит в число наиболее собираемых налогов в России. Он появился в 1992 году и с тех пор его ставки последовательно снижались: с 28% до 20% в 1993 году и до нынешних 18% – в 2004 году. Это делалось ради вывода экономических отношений из «серой зоны» – предприниматели соглашались платить более низкие налоги, чем рисковать совершать налоговые преступления. По оценкам Минфина, к середине 2010-х годов в бюджет поступало около 97% от потенциально возможной суммы этого налога, а ФНС научилась эффективно бороться с попытками уйти от его уплаты.
– Я не думаю, что из-за повышения НДС экономика начнет сползать в тень. У работы вне правового поля есть свои издержки, и для бизнеса они могут оказаться больше, чем от повышения налога, – объяснил «Правмиру» Андрей Чернявский, ведущий научный сотрудник Института развития Высшей школы экономики.
Теперь все подорожает?
Да. Но, вероятнее всего, ненамного. По оценкам правительства, повышение НДС приведет к росту инфляции не более чем на 1,5% – до 4-4,5% по итогам 2019 года.
– Увеличение ставки НДС действительно приведет к росту инфляции, но есть основания считать, что этот всплеск будет действовать лишь в 2019 году – сразу после начала действия новой ставки. В дальнейшем ускорение инфляции сойдет на нет, и она будет близкой к целевым значениям, установленным Центральным банком, – согласен Андрей Чернявский.
Рост цен может затронуть и товары, для которых сохранится льготная ставка НДС в 10%. В частности, к ним относятся продовольственные (кроме деликатесов), детские и медицинские товары. Это произойдет из-за того, что из-за повышения налоговой ставки увеличатся тарифы госмонополий, жилищно-коммунальные расходы. затраты предпринимателей на транспортировку и хранение товаров. Однако, по мнению Андрея Чернявского, количественно оценить влияние косвенных эффектов на цену конечной продукции сложно.
По его словам, еще одним негативным следствием роста НДС станет замедление темпов экономического роста. Однако и оно будет заметно лишь в 2019 году.
– Любое повышение налогов замедляет экономический рост. С этим столкнется и Россия. Скорее всего, это замедление будет ощущаться в том году, когда произойдет повышение налога, в дальнейшем его негативное влияние на экономику сгладится, – пояснил Андрей Чернявский.
Хотя уплата НДС ляжет на плечи конечных потребителей, сами предприниматели опасаются, что повышение налога приведет к падению спроса и уменьшению количества их клиентов. Люди начнут компенсировать рост цен за счет экономии и в конечном счете это ударит и по бизнесу. Новость о грядущем изменении ставки НДС уже привела к росту экономического пессимизма и у предпринимателей, и у потребителей.
Противники повышения налога нашлись даже в государственных структурах.
– Ничего хорошего в этом нет с точки зрения стоимости товаров, услуг и всей нашей жизни, – заявил врио министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Николай Симонов 24 июля.
Что это вообще такое – НДС?
Для обычного потребителя налог на добавленную стоимость – это цифра в чеке (обычно там написано 18% и именно это значение вырастет с 1 января будущего года до 20%). Этот налог взимается с добавленной стоимости – то есть суммы расходов предпринимателя на то, чтобы сделать из исходных материалов (навыков, умений) конечный продукт или услугу. Например, ингредиенты яблочного пирога (яблоки, мука и т.п.) в сумме стоят меньше, чем готовый пирог. С этой разницы предприниматели и выплачивают НДС. При этом платится он много раз – на каждом этапе производства пирога: от сбора яблок до продажи в магазине.
Хотя государству НДС выплачивают сами предприниматели, они выступают лишь сборщиками налога, а по сути, эти деньги вынимаются из карманов граждан – конечных потребителей товара или услуги. Во-первых, продавцы имеют право возместить сумму налога, которую их поставщики включили в стоимость своей продукции. А во-вторых, все свои затраты (в том числе по выплатам в бюджет) они сами закладывают в цену для следующего в цепочке. Учитывая, что последнему ее звену – покупателю или клиенту – возмещать нечего и неоткуда, именно он платит за все. Грубо говоря, за повышение НДС каждый гражданин России отдаст в бюджет почти 4300 рублей.
Эта схема выгодна государству, которое начинает получать средства от уплаты налога задолго до того, как произойдет конечная продажа товара или услуги. Но невыгодна потребителям, которые даже не представляют, сколько их денег пошло на выплату НДС.
Это отличает косвенные налоги от прямых – например, на доходы физических лиц или на имущество, которые граждане платят сами и размер которых известен заранее.
При этом НДС находится на третьем месте среди налогов по поступлениям в бюджеты различных уровней. По данным Федеральной налоговой службы, бюджет страны в первом полугодии 2018 года получил от него 1,753 триллиона рублей. Больше были выплаты только по налогу на добычу природных ископаемых (2,707 трлн рублей) и налога на прибыль (1,98 трлн рублей).
Можно было обойтись без повышения налога?
Против инициативы правительства выступал и глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он предлагал изменить так называемое «бюджетное правило». Оно заключается в том, что правительство резервирует средства, поступившие в бюджет от продажи нефти по цене выше 40 долларов за баррель. Они попадают в специальный фонд «на черный день» и не могут использоваться на текущие расходы государства. Алексей Кудрин предложил установить базовую цену на нефть в 45 долларов, а освободившиеся средства направить в бюджет.
– Мы в ВШЭ давно говорили и писали о том, что изменение «бюджетного правила» позволило бы не повышать НДС и избежать связанных с этим негативных последствий. Изменение базовой цены на нефть дало бы бюджету примерно столько же средств, что и увеличение налоговой ставки, – поддержал это предложение Андрей Чернявский.
Однако правительство выбрало наиболее простой способ наполнения бюджета.
– Государство могло бы обеспечить ускорение темпов экономического роста. Это увеличивало бы и количество бюджетных ресурсов. Но для этого нужно обеспечить качественный бизнес-климат и улучшить существующие условия для предпринимателей. Это сложнее и дольше, чем просто поднять налоги, – добавил он.
Ждать ли повышения других налогов?
Кроме повышение пенсионного возраста и увеличения ставки НДС российские власти в 2018 году рассматривали еще несколько вариантов наполнения бюджета. В марте вице-премьер Аркадий Дворкович подтвердил, что правительство просчитывало вариант повышения ставки налога на доходы физических лиц с 13% до 15%. Кроме того, Минфин предлагал ввести торговых сбор с оборота (примерный аналог налога с продаж). Его конечным плательщиком тоже выступил бы потребитель.
Впрочем, во время прямой линии в июне президент Владимир Путин назвал эти меры неэффективными и нецелесообразными. Однако во время обсуждения повышения пенсионного возраста в Госдуме оппозиция предложила вернуться к прогрессивной шкале НДФЛ.
Изменения в налоговой системе возможны, хотя конкретных разработок в этом направлении пока нет, предположил экономист Андрей Чернявский.
– Давайте будем надеяться, что правительство ограничит свою работу в направлении повышения налогов на НДС, – резюмировал он.