Кем и с кем был бы Христос, приди Он в наш мир сегодня? Размышляет Сергей Худиев.
Только что я опять прочитал, что Христос был бы среди таких-то политических активистов, ходил бы на их демонстрации и нес бы их лозунги. Собственно, ничего нового тут нет — это реинкарнация знаменитого мема «Христос был первым коммунистом», хотя речь там шла совсем не о коммунистах.
Отец Александр Мень даже находил трогательным это желание записать Христа в «свои». Множество народа — от Валерии Ильиничны Новодворской до «Русского Национального Единства» рвались (и рвутся) выдать Господу свой партбилет. Так дела обстоят не только в нашей стране. Греческий писатель Никос Казандзакис говорил о том, что явись Христос сейчас, «он нес бы в руках не пальмовую ветвь, а канистру с керосином». «Теологи освобождения» предпочитали выдать Христу «калашников», более кроткие хиппи — косячок с марихуаной.
Я читал несколько фантазий на тему «Христос является в современную Москву, обличает наших врагов и вступает в наши ряды»; в них действительно есть какое-то милое простодушие — люди ни на минуту не задумываются над тем, а кто такой, собственно, Христос.
И вопрос, который тут неизбежно возникает — а что бы вы делали, если бы Христос не оправдал ваших ожиданий? Если бы Он не поддержал вашего правого дела и не стал бы скандировать ваших лозунгов? Не то, чтобы Он оказался активно против — а просто не заинтересовался бы ни вашим керосином, ни вашим калашниковым, ни вашей марихуаной? Что если бы Он повел Себя именно так, как Он повел Себя тогда, в Иудее — не поддержав ни одну из существующих партий, в том числе Вашу?
Ведь и тогда были зилоты, которые полагали, что главное в этой жизни — борьба с ненавистным режимом кесаря и продавшимся ему храмовым духовенством. Были фарисеи, которые считали, что важнее всего — тщательно беречь Закон с наросшими на него толкованиями отцов, были иродиане, которые поддерживали сильного и эффективного правителя, были и другие партии, поменьше. Все они ненавидели друг друга — фарисеи иродиан и все вместе зилотов, впрочем, большинство могло сойтись на общей ненависти к римлянам.
Но уж совсем подавляющее большинство сошлось на еще одном — общем отвержении Иисуса. Он оказался неприемлемым для всех: фарисеев и садуккеев, зилотов и иродиан, патриотов и коллаборационистов. Его бы, конечно, с радостью приняли в ряды и выдали Ему партбилет — в конце концов, Он был Проповедник и Чудотворец, собиравший толпы народу, грех не использовать Его для победы правого дела — но Он не принял партбилета. Ни от тех, ни от других, ни от третьих.
Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, надо задаться другим — а кто Он такой? Кем Он себя считал? И Евангелие дает шокирующий ответ. Иисус считал Себя Богом. Он говорил, что был с Отцом прежде бытия мира. Он считал Себя равным Отцу. Он говорил, что именно Он придет судить все народы в последний день. Что Он — и только Он — может требовать той абсолютной преданности, которую может требовать Бог.
Он не мог быть «одним из политических игроков» и не мог поддержать ту или иную партию — потому что Он Царь, Царь в абсолютном, ни с чем ни сравнимом смысле. Он не избиратель, который может отдать вам свой голос. Он абсолютный, безусловный Владыка мироздания.
Сегодняшние политические активисты часто бранят Церковь именно за отказ поддержать их правое дело — и высказывают жуткие подозрения, что Церковь поддерживает их врагов. Как и в I веке люди думают, что главная задача Мессии — обеспечить их торжество над их врагами. А Христос пришел вовсе не за этим. И Церковь Он создал вовсе не за этим. Он не оказывает политической поддержки. Он дарует прощение грехов и жизнь вечную.
Христиане являются гражданами, и в таком качестве могут участвовать в политической жизни. Вот чего они не могут — так это приписывать Христу любезные им политические пристрастия. Он ни входит ни какую партию. Он Царь.