Цель поста — стяжание Святого Духа
Первый пост — это и радостное, и трудное для человека событие. Радостное — потому что всё внове. Кажется, что душа поёт, сил очень много, желания угодить Богу — ещё больше. И нельзя сказать, чтобы всё это было неправильно, даже наоборот. Такое радостное настроение хорошо бы сохранить на всю жизнь. Однако, как показывает опыт, это невозможно. Поэтому начинать надо с малого.
Главное — понять, для чего нужен пост. Собственный опыт и опыт прихожан подсказывает, что пост — это вещь служебная. То есть, самодостаточности, самозначимости в факте пощения — не очень много. Пост помогает человеку в духовной жизни, а не есть духовная жизнь.
В пост мы включаем пощение телом и пощение духом. Для пощения телом предназначены уставные упражнения, касающиеся принятия пищи. Но главное для человека — чтобы пища для него перестала быть предметом наслаждения, предметом постоянного размышления и поиска удовольствия. Этого не надо совсем исключать — но сократить.
В этом — самый главный принцип: сократить то, что было вне поста. Именно тогда это будет пост.
Вероятно, для каждого человека существует свой особенный способ пощения и духовной жизни, который подходит только ему одному. Конечно, есть общие правила, и общие подходы для каких-то групп людей. Но нужно понимать, что Вы можете не встретить другого человека, который в точности соответствовал бы Вашим параметрам — душевным и телесным. И он не сможет дать точный совет, как надо поститься лично Вам.
Начать надо с того, чтобы понять, что есть именно я. Если я человек немощный и болящий, если я страдаю такими телесными недугами, которые не позволяют мне не то, что поститься по уставу, но вообще хоть как-то сокращать пищу, в чём тогда будет состоять мой пост?
Если человек абсолютно здоров (каких сейчас, впрочем, не очень много), то для него пищевым постом будет попытка максимально близко исполнить устав. Устав есть собрание правил для монахов и мирян.
В не столь глубокой древности многие миряне постились так же, как монахи. Поэтому вопрос так, как мы ставим его сейчас, не стоял. Есть устав пощения, он достаточно строгий. В нём есть понятие о постных днях, и есть самый строгий пост среди года, когда исключается всякая животная пища.
Что можно сказать о таком посте? Он строгий сам по себе, но устав предполагает ещё большее устрожение даже этих условий — есть дни сугубо постные, есть дни, когда вообще не положено вкушать пищу и даже пить.
Разве есть современные люди — думаю, их и в древности было немного — которые могут провести без пищи первые два дня поста? И я бы никому не рекомендовал это делать, потому что это будет насилие над организмом. И такое насилие может совершать человек, не только понимающий, что он делает, но и очень опытный.
Дело в том, что сам пищевой пост не даёт человеку того, что человек ищет. И значит, начинать надо с того, чтобы определиться, что есть я сам.
Если человек болен, он может вообще не поститься. Правила святых отцов предлагают ему именно такое отношение. Потому что болящий человек постится уже самим фактом своей болезни — если он правильно к ней относится, если смиренно принимает её как Божью волю, для него это само по себе есть замена поста.
Человек здоровый должен отнестись к себе существенно строже. И тут возникает вопрос, как ему поститься. Ответ нужно исследовать: насколько я могу, насколько я опытен, насколько я способен принять все условия поста. Исключить животную пищу — а что дальше? Неужели же вспомнить правило о сухоядении?
Сейчас об этом нередко пишут в различных календарях, и люди спрашивают: «А что такое сухоядение?» С одной стороны, понятно: сухоядение — это пища неварёная, без растительного масла, то есть, сырые овощи и фрукты, хлеб, вода — в какие-то определённые дни.
Надо ли так поститься — каждый пускай решает сам. Да, это устав, это важная мера установления порядка. Но какой смысл в таком посте?
Пост телесный должен быть совмещён с постом духовным. Что такое пост духовный? Это исследование своей души и выбор направления, куда эта душа движется. Потому что тело, как мы понимаем, движется от зрелости к старости и смерти, а душа движется к Богу.
Если это движение неосознанное или малоосознанное, если в нём нет направления на борьбу с грехом, стяжание Святого Духа и возрастание добродетелей, то пост не помогает человеку, а просто создаёт трудности. А трудности, как мы понимаем, больше связаны с раздражением, чем с приобретением добродетелей и любви к людям.
Это очень важно, потому что одно из первых ощущений, которое мы получаем с наступлением поста, — это чувство, что все раздражают. И с этим надо, с одной стороны, смириться, а, с другой, начать как-то бороться. Начать видеть в себе эти недостатки. Пост очень хорошо помогает в этом: он выявляет в человеке всё лишнее, ненужное, греховное и страстное. Именно в этом его служебное предназначение и служебная сила.
Без поста невозможно угодить Богу и невозможно познать самого себя. А это самое главное — человек должен найти себя, своё место в жизни людей, в отношениях с Богом, понять, кто он есть на самом деле.
Надеюсь, все, кто читают и слушают эти слова, поймут меня правильно: я не против устава. Но его надо правильно для себя понять и исполнить. Цель поста — стяжание Духа Святого, стяжание добродетелей, в которых мы уподобляемся Христу. И Христос входит в нашу жизнь, делает её насыщенной, наполненной истинной духовной радостью.
Записала Дарья Менделеева