Два этих письма неоднократно получала каждая редакция православных СМИ, в особенности — молодежных. Я сотрудничаю с разными православными изданиями уже более 15-ти лет, поэтому уже очень много раз читала и первое, и второе. Эти письма когда-то приходили еще в конвертах и были написаны ручкой на бумаге, но и в век электронной почты, и на пике популярности соцсетей они не утратили своей актуальности. Иногда мне кажется, что эти письма год за годом переписывают два тех же самых человека, хотя на самом деле у них много авторов, очень и очень разных.
«Мне уже 30 лет, и я не замужем, — рассказывает о себе автор первого письма. — У меня много поклонников, со мной часто знакомятся и приглашают на свидания. Но все эти отношения ничем не заканчиваются, потому что в современном мире молодым людям от девушки нужен в первую очередь секс и только секс. А я такая консервативная, несовременная, девушка из позапрошлого века. Я твердо решила хранить девственность до свадьбы. Наверное, с такими взглядами на жизнь я в наше время обречена на одиночество».
«Я новоначальный православный, сейчас понемногу воцерковляюсь — пишет автор второго письма. — До прихода к вере я жил три года с девушкой в гражданском браке, потом мы расстались. Сейчас в моей жизни есть одна подруга, с которой пару раз был секс. И еще одна подруга, которая хотела бы, чтобы наши отношения стали более близкими. А батюшка на исповеди говорит, что, раз я себя считаю православным христианином, то должен теперь или строго воздерживаться от интимных отношений, или вступить в законный брак. Но я ведь не могу просто так взять и жениться! Это же совершенно не возможно. И воздерживаться тоже физически не могу. Как же мне быть?»
Знакомо? Да, есть в нашем мире такая проблема — большой разрыв, даже целая пропасть между нормами общественной половой морали и церковным идеалом целомудрия. И как же быть, если ты пришел в церковь из мира, с уже сложившимися привычками и установками поведения? Как превратить свою неупорядоченную личную жизнь либо в христианский брак, либо, не побоимся этого слова, в монашеский подвиг воздержания?
Казалось бы, Церковь так ясно и недвусмысленно проповедует две возможные альтернативы — либо идеал любви и верности в браке, либо идеал монашества — что людей одиноких и несчастных в ней просто не должно оставаться. Все прихожане, а уж церковная молодежь — в первую очередь, должна загореться желанием подвига и бежать либо под венец, либо в монастыри. Но этого почему-то не происходит.
Мы считаем себя духовными людьми, но почему-то любим сводить все ко грубой физиологии. Не было у героини первого письма физической близости с мужчиной — значит, будем считать ее девственницей. А вот, например, Василий Великий отказывал себе в праве называться девственником, хотя и не познал жены.
В Евангелии сказано, что смотревший на женщину с вожделением уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. Целые тома аскетической литературы посвящены распознаванию блудных помыслов, прилогов, мечтаний и борьбе с ними. Но мы почему-то забываем, что одинокий человек, отказывающий себе из религиозных соображений во внебрачной интимной близости, может удовлетворять свое либидо массой других греховных способов.
К его услугам — флирт в широком ассортименте, в реальной жизни и «в интернетах». То, что на сетевом жаргоне мы называем «церебральным сексом». Здесь имеется в виду совсем не что-то очень простое и очень грязное, с порнографическими картинками, а сложная и замысловатая умственная игра, «щекотание чувств». К сожалению, многие православные люди, оставаясь безбрачными телом, достигают в этих умственных играх величайших вершин мастерства.
Если бы я была неким темным героем, Доктором Зло, мечтающим погубить много душ и при этом заработать много денег, я бы не стала создавать новую религию или даже какую-нибудь новомодную секту на базе религии уже имеющейся. Я бы пошла по пути удовлетворения растущего спроса жителей больших городов на общественно одобряемое безбрачие.
Для этого понадобился бы харизматичный духовник — нет, не сектант, не раскольник, не какой-нибудь расстрига, а канонический священник Русской Православной Церкви. Интеллектуал, интересный собеседник, но при этом очень отзывчивый и доступный. Такой, чтобы духовные чада могли позвонить ему в три часа ночи и откровенно поделиться терзающими душу сомнениями. И он был бы готов их внимательно выслушать, сочувствуя всей полнотой сердца. Конечно, ради круглосуточной доступности такому священнику в идеале нужно быть иеромонахом или целибатом, но можно и женатым при очень жертвенной или немного отстраненной матушке.
Дальше вокруг батюшки соберутся духовные чада. Это будут успешные городские девушки за 30, у которых в жизни удалось все, кроме любви и брака — карьера, образование, материальное благополучие. Харизматичный духовник постоянно будет внушать им в беседах и проповедях, что создавать семью в наше время — это как-то и не нужно, и не обязательно, и времена уже не те, последние времена приближаются, и апостол Павел говорил, что лучше девам оставаться так. И в монастырь тоже лучше не надо, потому что и монастыри в наши последние времена уже не те, не спасительные — так, колхозы и стройотряды. А одинокие успешные девушки и даже, в меньшинстве случаев, одинокие успешные юноши, будут ловить каждое его слово — ведь батюшка говорит такие правильные, такие приятные их слуху вещи!
Еще батюшка будет очень толерантен к алкоголю. Да, у Апостола сказано не упиваться вином, потому что в нем же есть блуд, но блуд обычно провоцируют небольшие дозы вина по случаю, а вот при регулярном употреблении алкоголь превращается в очень сильный депрессант, подавляющий в том числе и сексуальную функцию. Поэтому в сложившейся общине будут вести очень увлекательные, высокоинтеллектуальные богословские диспуты за столами с неограниченным количеством горячительного.
И там же, в богемно-богословском кружке, будет происходить неосознанный и очень увлекательный флирт между батюшкой и его духовными чадами. Нет, не подумайте дурного. Только многозначительные взгляды, улыбки, благословения с рукопожатиями. Со временем появится уверенность в том, что именно батюшка — самый дорогой на свете человек и он единственный тебя понимает. Он уже автоматически заканчивает начатые тобой фразы и заранее может предугадать, какой будет твоя реакция на модный новый фильм или книгу. Он утешит еще до того, как ты упадешь и тебе станет больно. И кроме него, дорогого батюшки, тебе не нужен вообще больше никто на свете.
Нет, конечно, он не манипулятор и не гуру. Я не обязана отдавать ему деньги, я просто делаю добровольные пожертвования. Я всегда могу уйти от него, если захочу. Вот только хочу ли?
Но давайте теперь вернемся к реальной проблеме. Есть конкретная жизненная задача, в которой дано: живой человек с живым и здоровым сексуальным влечением. Требуется: привести его в такие условия, где он, будучи христианином, сможет удовлетворять свои естественные потребности законно или сможет прийти в вышеестественное состояние, победив плоть. Мы часто ханжески отмахиваемся от этой проблемы, делаем вид, что ее вовсе нет или что она очень мала и незначительна. Но ведь на самом деле Господь защитил естественное человеческое влечение к противоположному полу очень высокими степенями защиты, потому что от него зависит продолжение человеческого рода.
В фашистских концлагерях за интимную близость узников карали смертью, но и там люди нарушали этот запрет, рискуя жизнью. Почему мы думаем, что люди, которые отказались от своего пола как-то тихо, без особого сопротивления, без угрозы расстрела или смерти в газовой камере, благополучны и здоровы? Что их «добровольное скопчество» — не тяжелая психотравма, последствия которой сказываются в самых разных жизненных областях, отражаются и на душе, и на теле?
Что можно ответить многочисленным авторам писем «о наболевшем»? Во-первых, перестать от них отмахиваться, делать вид, что это смешно и вообще не время говорить о какой-то там неустроенной личной жизни, когда дети в Африке от голода умирают. Сексуальная неудовлетворенность — это тяжело. Это больно. Это то, из-за чего замутняется ум, искажается картина мира, и вся жизнь идет наперекосяк. Но, в то же время, это проблема решаемая, а для того, чтобы ее решить, нужно сначала перестать ее отрицать.
Если эта боль именно ваша, оглянитесь вокруг. Множество православных верующих, ваши друзья и знакомые, прихожане одного с вами храма создают семьи. Их сексуальная жизнь не вступает в противоречие с церковными канонами. Почему, если это удается им, то не должно получиться у вас? Вы настолько уникальны? А вот не надо думать о себе так высоко.
Но не надо и думать о себе слишком низко, то есть считать себя совсем уж бедненьким и безнадежно пропащим. В духовной жизни работает такой закон — если вы хотите получить законное и благодатное, то откажитесь сначала от нечестно себе присвоенного и греховного. Возьмите и решительно перестаньте удовлетворять свое сексуальное влечение мысленным флиртом, сложной и запутанной влюбленностью, интрижками без взаимных обязательств и прочим. Да, некоторое время будет тяжело, непривычно, и пусто, но для того, чтобы в жизнь пришло что-то новое и дорогое, место для него придется расчистить.
Разве Церковь, уже две тысячи лет принимающая в свое лоно и преображающая таких великих женолюбцев, как, например, святой равноапостольный князь Владимир до крещения, не в силах решить личную проблему неофита Васи, у которого в послужном списке — ужас-то какой невиданный — целых две интимные связи с девушками: первая в десятом классе, а вторая на отдыхе в Крыму. У Васи нет другого выхода кроме как признать себя окончательно падшим, блудить всю жизнь и тем самым обречь себя на адские муки? Или все-таки миссия выполнима?