Молебны о здравии больных ВИЧ/СПИДом и борьба с одиночеством

В храме Живоначальной Троицы в Хорошеве в Москве регулярно служатся молебен о здравии людей, живущих с диагнозом ВИЧ/СПИД. Корреспондент портала «Правмир» Ольга Михайлова побывала на одном из таких молебнов.

Храм расположен в удивительно живописном месте: на обрыве над Москвой-рекой, где вдали виднеются причудливые мосты. Парк за церковной оградой выглядит одним из любимых мест отдыха жителей района – во дворе прогуливаются мамы с колясками, дети постарше подбирают последнюю осеннюю листву, старушки беседуют на лавочках под деревьями… Райский уголок тишины среди грохочущих кругом строек.

Храм, как и любая церковь в спальном районе Москвы, в воскресенье полон народом. Литургия давно закончилась, но к свечному ящику стоит длинная очередь: кто за свечами, кто – подать записку на молебен или панихиду, кого-то заинтересовала выставленная на прилавке книга…

Ближе к двум часам – указанному в объявлении времени молебна – среди рассредоточенной по храму толпы начинают выделяться люди, пришедшие сюда с одной общей целью – помолиться о себе и своих близких, инфицированных ВИЧ. Пожилая женщина осторожно спрашивает меня: «Вы тоже в первый раз? Не стесняйтесь, пишите записку и кладите ее сюда – наши отдельно».

В большинстве записок, передаваемых на молебен – одно-два имени. Начинается богослужение, молитвы о недужных чередуются с покаянными. Евангелие читают по-русски – чтобы было всем понятно, ведь на молебен может зайти любой человек, в том числе и не имеющий опыта церковной жизни. В руках у нескольких человек – помянники с длинными списками на сотни имен.

По окончании молебна священник Владимир Шмалий призывает собравшихся радоваться приближающемуся Рождеству. «Радоваться, несмотря ни на что, и быть как дети».

Я оборачиваюсь и вижу, что большинство присутствующих – молодежь. Красивые, стройные, хорошо одетые девушки и парни. Кто-то радостно бросается в объятия друг другу: «О! Из стареньких! Давно не виделись!» Кто-то пришел впервые и ищет способ включиться в общий разговор. Выход быстро находится – отец Владимир и матушка Маргарита приглашают всех собравшихся на чаепитие в приходской дом.

Атмосфера на молебне и за столом поражает своей теплотой. Не покидает чувство, будто в каждую фразу молитвы, в каждое крестное знамение, поклон, в каждую дружескую улыбку и переданное соседу печенье ребята вкладывают весь накал своих душевных сил. И это легко понять – ведь никто не знает, сколько еще подобных общих богослужений и чашек чая в кругу друзей каждому из них отпущено. ВИЧ-отрицательному большинству есть чему у них поучиться – если бы все мы умели столь же трепетно, как с драгоценным сосудом обращаться с каждым, кто к нам приходит, то каждый день проводили бы как в раю. В каждом действии сквозит желание подарить своим ближним радость. Одна участница достает целый пакет нательных медальонов с изображением святителя Николая, привезенных из Бари, и дарит каждому присутствующему по одному. А если кто-то просит, то по два. Или по три, чтобы хватило всем друзьям и знакомым.

Первым делом собравшиеся обсудили конференцию «Взаимодействие религиозных конфессий России в области ВИЧ/СПИДа». Особое внимание молодые люди обратили на государственные программы помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом, действующие в разных странах. Речь зашла о наболевшем – а нужны ли хоть в одной стране ВИЧ-инфицированные государству, желает ли оно видеть их полноценными членами общества, или просто стремится себя от них обезопасить? По мнению ряда участников собрания, программы целого ряда государств нацелены исключительно на то, чтобы обезопасить, отделить себя от тех, кого настигла ВИЧ-инфекция. «Никто не думает, как помочь человеку избавиться, например, от наркотической зависимости. Ему даже готовы дать бесплатный наркотик, пусть погибает, лишь бы не мешал жить остальным», – с сожалением рассказывали ребята, бывшие на конференции.

«Мысли об одиночестве, собственной ненужности, отверженности – серьезнейшая проблема, которую приходится решать ВИЧ-положительным людям», – сказал мне позже наедине отец Владимир Шмалий. Но в правоте его слов пришлось убедиться еще раньше, при первом знакомстве с общиной ВИЧ-положительных людей. «Как жить, если ни в чем нет радости, – спрашивает один из молодых людей за чаепитием. Сказано же в Евангелии: «В мире будете иметь скорбь». И сам же отвечает на свой вопрос: «Ведь ни в чем в мире нет радости, кроме как в Нем, во Христе. Ведь правда?»

Другая проблема, с которой приходится ежедневно сталкиваться ЛЖВ – «людям, живущим с ВИЧ» – это «стигматизация», «социальная запятнанность». К ним продолжают относиться как к изгоям, отказывают в приеме на работу или в поступлении в вуз. Прежние друзья исчезают, узнав, что человек болен. В православной среде ЛЖВ обвиняют еще и в порочном образе жизни, ставшем причиной болезни. «Обыденность для них гораздо острее, чем для прочих христиан», – так назвал это состояние отец Владимир. Он напомнил, что ВИЧ-инфекция далеко не всегда является следствием порочного образа жизни – наркомании, гомосексуализма или беспорядочных половых связей. Заразиться можно, например, в результате переливания крови.

Не менее важный вопрос – пересмотр собственной жизни. «Мучаясь в данный момент, мы тем самым искупаем свои прежние грехи?» – спрашивает у отца Владимира другой молодой человек. «Искупитель у нас Христос», – отвечает батюшка.

«Это похоже на общую исповедь», – шутит одна из участниц. Похоже на правду – люди рассказывают за столом о своих «любимых» грехах – например, осуждении или тщеславии – и просят у священника и других совета.

Рассказ о чудесном исцелении кого-то из постоянных прихожан храма вызывает радость и живой интерес: «Как? И антитела пропали? А какие она сдавала анализы? Не может быть!»

Молебны в Троицком храме в Хорошеве совершаются ежемесячно с 2001 года. В общем помяннике сегодня около 1000 имен, и у многих больных было замечено серьезное улучшение состояния после того, как о них возносилась церковная молитва.

Темы семьи касаются очень осторожно. Для большинства собравшихся семья – это родители, и отношения с ними накалены до предела после известия о ВИЧ. Но и перспектива обзавестись собственными детьми не исключена. «С точки зрения медицины для ВИЧ-инфицированных людей есть возможность зачатия и рождения здоровых детей. Меня об этом проинформировали медики. В нашей общецерковной концепции сказано, что возможны такие браки и рождение в них детей», – рассказывает отец Владимир.

После чаепития желающие идут в храм на исповедь. Перед этим батюшка еще раз напоминает о важности церковной жизни, о том, что благодать Божия помогает преодолеть многие страхи, отчаяние, подавленность.

Когда-то каждый из этих людей получил страшное известие об инфицировании – перечеркнувшее многие планы, оборвавшее социальные связи, вынуждающее жить в совсем других условиях. Сегодня они жадно слушают другое известие – Благую Весть о Христе, которая дает надежду. Честно могу признаться, что давно не встречала людей, даже православных, которым был настолько интересен Господь и отношения с Ним. Конечно, кто-то скажет, что причиной тому – постоянные мысли о смерти, интерес к участи души за гробом. Но разве всем остальным, ВИЧ-отрицательным людям, смерть не предстоит?

На выходе уже ловлю себя на фарисейской мысли: «Вот, какие молодцы мы, Церковь, православные, что утешаем людей, страдающих тяжелой болезнью, организуем для них общение, дарим настоящий праздник!» Но тут же задумываюсь: а почему эти молодые, красивые, образованные, талантливые люди должны были заразиться ВИЧ, чтобы мы, церковные, о них вспомнили? Где были мы все, когда они пробовали наркотики, вступали в случайные связи, не имели в жизни опоры и цели? Почему не рассказывали о Христе тогда? Или почему не были услышаны?

Кто-то во время чаепития начал рассказывать о программе профилактики заражения ВИЧ-инфекцией. В ответ раздался дружная трагическая усмешка: «Нам уже поздно!» Дай Бог нам успеть к этим ребятам, пока не поздно.

Должна ли Церковь помогать «плохим»?

текст журнала «Нескучный сад»

«Бог послал СПИД, чтобы замедлить распространение греха среди людей — ведь болеют им почти исключительно наркоманы, гомосексуалисты и проститутки. Страх заразиться удерживает людей от этих грехов, тогда как распространители духовной заразы избирательно наказываются смертью». Такое мнение можно услышать среди православных, среди священников.

Комментирует игумен МЕФОДИЙ (Кондратьев), настоятель храма великомученика Георгия Иваново-Вознесенской епархии, руководитель общины, занимающейся реабилитацией наркозависимых, в том числе ВИЧ-инфицированных:

s_krestom_300– Этот упрощенный и однобокий взгляд на болезнь присущ тем, кто не имеет достаточно сведений о самой болезни и не знаком с ситуацией со СПИДом за пределами Европы, в странах Азии и особенно Африки (где в некоторых государствах ВИЧ заражено до четверти населения). Представление о карающем, одержимым жаждой справедливого воздаяния за грехи Боге абсолютно чуждо Восточной Церкви. Для нас Бог, даже в гневе Своем, всегда любящий Бог Отец. Но мы так же приучены думать, что на земле ничто не может происходить помимо Его воли и ведения. Появление ВИЧ — не исключение. Не получается ли тогда, что, выступая на борьбу со СПИДом, мы противимся воле Божией?

Для разъяснения данного положения дадим слово преп. авве Дорофею, святому VI века, послушанием которого был уход за больными: «Злом здесь названо все, что отягощает нас, все скорбное, бывающее к наказанию нашему за порочность нашу: голод, мор, землетрясение, болезни, брани. Сие бывает, когда Бог попускает этому находить на нас для нашей пользы. Но Бог не хочет, чтобы мы сего желали или сему содействовали. Например, Бог попускает, чтобы кто-нибудь находился в печали или болезни, но Он не хочет, чтобы и мы опечаливали его или сказали: если на то воля Божия, то не будем жалеть его. Бог желает, напротив, чтобы мы любили друг друга, были сострадательными, творили милостыню и т. д. — вот воля Божия благая».

К сожалению, отношение православной паствы к ВИЧ-инфицированным не слишком отличается от отношения к ним внецерковных людей. Оправдывая свое негативное отношение к заболевшим, люди выдвигают не до конца справедливый тезис, что заражению ВИЧ подвергаются только отчаянные грешники (получили «по заслугам»). Но разве Евангелие учит нас презирать грешников? Более того, видение ближнего грешником само по себе является ошибкой. Христианин имеет право говорить: «я грешник» или «мы грешники», но утверждение «ты грешник» не более чем предположение. Чтобы иметь право судить о грехе ближнего, нам необходимо видеть сердечную мотивацию его поступков, но она сокрыта от нас.

Не говоря уже о том, что ВИЧ заражаются не только «отчаянные грешники», но и неповинные в употреблении наркотиков или разврате люди. Этой болезнью болеют и умирают даже невинные младенцы. Да и многие из грешников раскаиваются в своих грехах, оставляют их. Как же нам тогда не бороться за продление их жизни, когда они вступили на путь покаяния? А гибели даже самых нераскаянных грешников подобает не радоваться, согласно учению Церкви , а скорбеть о ней. ВИЧ-инфицированные в православной среде не должны быть изгоями и чувствовать себя прокаженными в окружении здоровых людей. ВИЧ — не печать Божьего отвержения. ВИЧ — это призыв, а не проклятие.

Центр реабилитации наркозависимых (где проживают и  ВИЧ-инфицированные) Свято-Георгиевского прихода. ВИЧ-инфицированные  живут общей жизнью со всеми, не отделяясь от прочих насельников ни на  работе, ни на молитве, ни на отдыхе

Центр реабилитации наркозависимых (где проживают и ВИЧ-инфицированные) Свято-Георгиевского прихода. ВИЧ-инфицированные живут общей жизнью со всеми, не отделяясь от прочих насельников ни на работе, ни на молитве, ни на отдыхе

Когда кто-либо ищет нашей помощи, например ВИЧ-инфицированный молодой человек, вместо того чтобы вдаваться в изыскания, насколько он грешен, давайте лучше подумаем, что мы можем сделать для его спасения и благополучия. Благоразумие подсказывает рекомендовать ему посвятить в тайну о своем ВИЧ-статусе ограниченное число прихожан, может быть, одного только духовника. Правда в том, что и не всякий священник способен правильно отреагировать на выказанное ему доверие — большинство пастырей еще никогда не сталкивались с ВИЧ-инфицированными людьми. Некоторым утешением в случае неверной реакции духовника является то, что духовники обязаны хранить тайну исповеди. Когда благоразумный священник услышит такое признание в таинстве покаяния, он осознает, что пришло время для него лично ознакомиться с проблемой и создать атмосферу благожелательного отношения к ВИЧ-положительным людям на вверенном ему приходе. Если на каком-то приходе появятся двое или трое ВИЧ-инфицированных, с их согласия неплохо было бы духовнику познакомить их друг с другом, сохраняя тайну для остальных членов прихода. По мере улучшения отношения к ВИЧ-инфицированным, круг посвященных в тайну может быть увеличен.

Церковь может многое предложить для решения проблемы реабилитации наркозависимых, инфицированных ВИЧ/СПИДом. Отдельно взятый приход может принять небольшое количество пациентов на длительную реабилитацию, человек 10-15, максимум 20 в год. Но в Русской Православной Церкви сотни приходов, которые могли бы успешно заниматься этой деятельностью, а занимаются ею, к сожалению, едва ли несколько десятков по всей стране.

игумен МЕФОДИЙ  (Кондратьев), настоятель храма великомученика  Георгия  Иваново-Вознесенской епархии, руководитель общины, занимающейся   реабилитацией наркозависимых, в том числе ВИЧ-инфицированных
игумен МЕФОДИЙ (Кондратьев), настоятель храма великомученика Георгия Иваново-Вознесенской епархии, руководитель общины, занимающейся реабилитацией наркозависимых, в том числе ВИЧ-инфицированных

Мы убедились, что среди попавших в наркотическую зависимость немало талантливых ребят, многие серьезно относятся к своему воцерковлению, поскольку понимают, что в их случае это вопрос жизни и смерти. Ребята умеют ценить доброе и доверительное к ним отношение. За все годы, пока на приходе проводилась реабилитация, никто из пациентов не позволил себе подлого поступка по отношению к приходу (хотя мы понимаем, что у некоторых приходов в этом отношении может быть иной опыт). Когда становишься свидетелем того, как эти ребята буквально на глазах воскресают к жизни, понимаешь, что Богу дороги эти люди, видишь, что Он принимает их.

«Наш рецепт – единодушие и братство»

Свято-Георгиевский приход занимается реабилитацией наркозависимых с 1998 года. Одновременно здесь проходят реабилитацию семь-восемь молодых людей. В 2002 году братия прихода дала согласие на реабилитацию ВИЧ-инфицированных, в последнее время они составляют половину пациентов. Всего реабилитацию прошли около 80 ВИЧ-инфицированных. На приходе соблюдаются необходимые правила гигиены, ВИЧ-инфицированные живут общей жизнью со всеми, никак не отделяются от прочих насельников . Приход посещают специалисты, профессионально занимающиеся помощью наркозависимым. Реабилитация пациентов бесплатна.

Игумен Мефодий: «Многие сельские приходы могли бы плодотворно заниматься реабилитацией наркозависимых. Главные составляющие реабилитации: молитва, пост, трудовые послушания, духовное руководство, богослужение, таинства, возможность осознания своего места в мире и наполнение жизни смыслом — реализуемы на многих приходах. Особенность Свято-Георгиевского прихода — это наличие единодушного монашеского братства, в жизнь которого входят реабилитанты».

Посещение больных СПИДом

Наместник Донского ставропигиального мужского монастыря епископ Павлово-Посадский Кирилл регулярно посещает СПИД-центр при инфекционной больнице No. 2. Последний визит прошел на Пасху 2010 года. От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Кирилл поздравил всех с праздником Светлого Христова Воскресения и вручил персоналу и пациентам, находящимся на лечении в СПИД-центре, пасхальные подарки.

«Праздник Пасхи свидетельствует о том, что Христос, пришедший в этот мир,  Своей Божественной силой победил смерть, и всякое зло. Этот праздник является для нас огромной надеждой, он свидетельствует о том, что наш путь не заканчивается одной земной жизнью, а продолжается в вечности. В вечность нас зовет Сам Господь Иисус Христос. В этот день нет уныния, нет печали и тоски, а сами богослужения пасхальных дней исполнены глубокой радости», – сказал, в частности, Владыка Кирилл.

Архипастырь пожелал всем сотрудникам и пациентам больницы помощи Божией и доброго настроения, помогающего без уныния нести свои труды и свой жизненный крест.

001

004
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.