«Церковь и мир»: Почему мы почитаем Божию Матерь?
Церковь и мир
Источник: Вести.ру
АИ: Здравствуйте, дорогие браться и сестры! В эфире еженедельная программа «Церковь и мир». Программа о Церкви и ее месте в современном обществе, о религии, и ее роли в нашей жизни. Эту программу мне помогает вести обозреватель Иван Семенов.
ИС: Здравствуйте, владыка! Здравствуйте, дорогие друзья! Свои вопросы архиепископу Илариону, председателю отдела внешних церковных связей Московского Патриархата вы можете задавать на нашем сайте в Интернете – VERA.VESTI.RU.
АИ: Мы получаем очень много вопросов о святых и о Божией Матери. Почему мы так почитаем Божию Матерь? Почему надо молиться Божией Матери?
ИС: Владыка, я попросил своего коллегу Сергея Пашкова, нашего собственного корреспондента на Святой земле – в Иерусалиме, — сделать репортаж о тех местах, которые связаны с земной жизнью Пресвятой Богородицы. Но, прежде чем мы его начнем смотреть, разрешите задать Вам один зрительский вопрос сразу. Откуда известно, как выглядела Матерь Божья, как мы ее пишем на иконах?
АИ: Если об историческом облике Иисуса Христа сохранились некие свидетельства, то есть о том, например, что он носил бороду, что у него были удлиненные волосы, то о Божией Матери такого ярко выраженного предания нет. Правда, есть описание в творениях Дионисия Ареопагита. Но, конечно, никакого прижизненного портрета Божией Матери не было. Поэтому, когда мы смотрим на икону Божией Матери, – это некий универсальный образ, некий символический образ, который помогает нам почувствовать Божию Матерь, обратиться к ней как к живому лицу. Но мы не должны думать, что каждая икона претендует на абсолютное портретное сходство. Тем более, что даже и на иконах лик Божией Матери бывает очень разный.
ИС: Ну, давайте посмотрим на те места, которые уж точно связаны с жизнью Пресвятой Богородицы.
Сюжет. Уже почти полтора столетия в Инкереме, что под Иерусалимом, в русском Горницком женском монастыре сестры хоронят память об удивительном событии. Когда совсем юная Дева Мария, смущенная и взволнованная выпавшей Ей долей, приехала на три месяца сюда, чтобы поделиться сомнениями со своей близкой родственницей Елизаветой. Той, что ждала в это время рождения сына — Иоанна Крестителя.
Горня – живописная земля, приобретенная подвижником архимандритом Антонином (Капустиным) на подставных лиц у османских властей полтора века назад. Сегодня хранит, опекает и строит матушка Георгия – игумения монастыря. На особом месте в ее кабинете – образ Богородицы.
Матушка Георгия: «Внизу у нас под горой источник, куда Матерь Божия с праведной Елисаветой за водичкой ходили. И мы каждый день тоже ходим туда за водичкой. Вот уже две тысячи лет, а водичка все идет и идет, течет и течет»…
Здесь, в семейном склепе на берегу Кедрона, на западном склоне Масличной горы, закончила земной путь Мария Дева. Отсюда она вознеслась. И опоздавший на похороны апостол Фома видел Вознесение Богородицы и сохранил как зримое подтверждение чуда оставленный Ею поясок.
Начальник Русской духовной миссии архимандрит Исидор ежедневно возносит молитвы у образа Пресвятой Богородицы в домовом храме священномученицы Александры в самом центре Иерусалима.
Архимандрит Исидор: «Тема материнства, которая всегда отображается на иконах Божией Матери, очень близка людям. И даже если люди, допустим, не знают каких-то догматических установок, но этот образ Матери Божией как молитвенницы, как заступницы, как ходатаицы, очень близок».
Ежегодно гремят барабаны и поют волынки у древнейшего христианского храма Святой Земли – храма Рождества. Его императрица Елена воздвигла над пещерой с яслями, где две с лишним тысячи лет назад произошло чудо рождения младенца Христа. К великой радости Марии Девы добавились волнение и трепетный страх великой и трудной миссии матери Христа – матери Господа. Бесконечных волнений и долгих дорог, бессонных ночей и страшного горя стояния у подножия Голгофы, когда единственный Сын за мгновения до смерти поручил заботу о Матери любимому ученику своему. И настала великая тьма. Тьма перед рассветом. Сергей Пашков, Варвара Галемба, Сергей Ауслендер. Вести. Иерусалим.
ИС: Мы получаем вопросы от верующих других конфессий. В частности, от протестантов. Они спрашивают: о Божией Матери в Евангелии говорится очень мало. Почему же Православная Церковь так Ее почитает и так Ей молится?
АИ: Все то, что накоплено Церковью в ее опыте, в ее Предании, для нас не менее дорого, чем то, что мы читаем в Священном Писании. А почитание Богородицы родилось из опыта Церкви. Из опыта многих поколений христиан, которые, обращаясь к Ней в молитве, получали от нее помощь. Некоторые получали от Нее благодеяния, различные чудеса совершались от икон Богородицы. Это опыт Церкви. Это не то, что мы придумали и потом навязали верующим. Я вот вспоминаю: я учился а Оксфорде, и у меня был преподаватель – профессор, православный епископ. Сейчас он митрополит — митрополит Каллист, ему на днях исполнилось 75 лет. А с ним жила его престарелая мама, которой было за 90 лет. И я приходил для занятий к нему на дом. Так вот я бы мог прийти, постучать в дверь, она открывает, а я бы с ней не поздоровался и сказал: «Я сразу пойду к нему!» Потому что он мне нужен. Но ведь есть человек, и есть у него мать. Даже такое простое объяснение. Почему мы должны игнорировать Божию Матерь, если мы понимаем, какую роль Она играла в жизни своего сына, какую роль Она сыграла в становлении Церкви. Это опыт православных людей.
ИС: Владыка, вопрос есть у нас об огромном количестве икон Пресвятой Богородицы, которые знает наша Церковь. Почему ни у одного святого и даже у самого Господа Иисуса Христа такого разнообразия иконописных изображений нет? А именно вот у Божией Матери.
АИ: Ну, тут вот нет однозначного ответа. Я бы сказал, во-первых, потому что, конечно, Пресвятая Богородица почитается больше, чем святые, поскольку она именно Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, то есть она почитается даже выше ангелов. Она в иерархии святых стоит сразу за самим Господом. И вот эта народная любовь к Пресвятой Богородице, вот это ее церковное почитание, даже просто любовь иконописцев к этому образу, она, наверное, является причиной того, что так много образов Богородицы разных. А кроме того, Богородица с младенцем — а именно такой образ самый распространенный — является огромным нравственным уроком для каждого человека, который взирает на этот образ. Потому что этот образ напоминает человечеству, напоминает, прежде всего, женщине о материнстве. И о сути, о смысле существования человека.
ИС:Я однажды на проповеди в одном храме услышал слова священника, которые очень смутили его паству. Он сказал: «В Царствии Небесном икон не будет». И это действительно так, как я понимаю, да. И вот женщины, которые очень любят определенные иконы и икону Божией Матери, они испугались. И потом даже как-то возроптали: «Как же так — Царствие Небесное без икон»?! Вот что Вы можете сказать?
АИ: В Царствии Небесном икон, конечно, не будет в привычном для нас выражении. То есть, как живописного изображения на доске или на стене храма. Но ведь икона, как говорил священник Павел Флоренский, – это окно в другой мир. Икона нужна не в том мире, где существует в реальности, а в том мире, где мы нуждаемся в символах для того, чтобы обращать свой духовный взор к реальности. Вот почему иконы нужны здесь, и вот почему они не будут нужны там.
ИС: Владыка, наша зрительница Полина спрашивает: как относиться к тому преданию, что Владимирскую или вот Ченстаховскую икону написал апостол Лука?
АИ: Я как-то служил в храме святителя Николая в Толмачах на празднике Владимирской иконы Божией Матери и сказал о том, что эта икона написана в 12 веке. Это общепризнанный факт с точки зрения искусствоведов. И потом получил очень резкое письмо от одного прихожанина, который мне сказал: «Как Вы можете вообще говорить такие слова, когда по преданию эту икону написал евангелист Лука?!» Существует определенный живописный или иконописный стиль, который относится к тому или иному веку. И не возможно, это будет просто анахронизмом, увидеть икону, скажем, 12-го века и сказать, что она написана в 1-ом веке. Потому что тогда не было ни тех красок, ни тех живописных приемов. Владимирская икона, как и другие иконы, много раз записывалась. То есть, поверх одного изображения накладывалось другое. И тот образ, который мы сегодня с вами видим, это не образ только 12-го века. Там некоторые куски написаны в более позднее время. Только, в общем-то, лик Богородицы и лик младенца – это то, что осталось от 12-го века. Можно, конечно, предположить, что это была какая-то доска первого века, что, может быть, на ней что-то было изначально написано самим евангелистом Лукой. Здесь трудно оспаривать такое предание. Но сказать, что вот тот образ 12-го века, который мы видим сегодня, был написан евангелистом Лукой с точки зрения искусствоведения и здравого смысла невозможно. Это же нисколько не снижает ценности иконы. Если эта икона спасала Россию от нашествия иноплеменников, если это самая почитаемая икона Божией Матери на Руси, то зачем навязывать этой иконе еще какие-то дополнительные характеристики? Мы сейчас прервем ответы на ваши вопросы, дорогие телезрители, и посмотрим те репортажи, которые были подготовлены нашими съемочными группами.
Таллин. Открылась площадь в честь Патриарха Алексия II.Адрес у этого строящегося храма в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница» теперь площадь им. Алексия Второго. Идея назвать площадь именем Святейшего Патриарха принадлежит мэру Таллинна. Предстоятель родился в столице Эстонии и долгие годы возглавлял таллиннскую епархию. Шесть лет назад во время визита Алексий Второй заложил основу этого храма, освятил первый камень и благословил строителей. Все расходы по благоустройству городские власти взяли на себя и выделили почти полмиллиона евро. Чтоб сделать площадь, пришлось продлить улицу Паю, установить новое уличное освещение, посадить 170 деревьев и 3 тысячи кустарников
Архиепископ Истринский Арсений: «Мы сегодня видели — масса большая людей пришла на открытие этого памятника. Это первая площадь в честь Патриарха Алексия II в истории человечества».
По данным соцопросов, русскоязычные эстонцы считают Алексия II самым выдающимся своим земляком. Район Ласнамяэ — самый густонаселенный в Таллинне. Жители здесь в основном русскоязычные. Новый храм на новой площади будет первым православным собором, построенным в столице Эстонии с момента выхода республики из состава СССР. Юлия Пономарева, Олег Беседин, Вести
Тверская область. Обнаружены мощи старца. На месте новой церкви когда-то находилась часовня древнего монастыря Савватьева пустынь. Ученые считают, что похороненный здесь человек имел прямое отношение к монастырю.Ученые сейчас готовы сутками дежурить у саркофага, чтобы не был испорчен ни один фрагмент. Захоронение удалось обнаружить лишь, после того как над этим местом были возведены стены новой церкви. Останки старца и его вещи до этого момента не тронутые человеком. о самым предварительным оценкам ученых, человек, захороненный в селе Савватьево жил в 14-15 веках нашей эры. Вполне возможно, говорят священники, что это мощи затворника, святого старца Савватия. Во всяком случае, многое говорит о том, что человек почитался местными жителями. Саркофаг изготовлен из монолита белого камня.
Александр Хохлов, ахеолог:«Зафиксированы останки погребальных одежд, зафиксированы остатки погребальной обуви. И антропологи считают, что этот человек прожил долгую, тяжелую жизнь и умер в преклонном возрасте».
По преданию, именно сюда, в уединенную пустынь от монастырской суеты и удалился святой Савватий. О том, что найденные мощи принадлежат именно ему, в Тверской епархии почти не сомневаются. И все же, священники решили обратиться к ученым, когда было обнаружено захоронение.
Ученые же с выводами пока не торопятся. Необходимо провести достаточно большое количество самых разных экспертиз. Поэтому, ответить на вопрос кому принадлежат найденные в Тверской области останки, с определенной долей вероятности, ученые смогут не ранее, чем через полгода. Виталий Акиньшин. Кирилл Амаев. Вести.
Москва. Стройка вокруг храма Вознесения Христова в Кадашах. Золотые купола с отражающимися в них куполами видны издалека. Церковь, по традиции, должна возвышаться над другими домами, служить своеобразным маяком для заплутавшего путника. Похоже, что радующая взор картина скоро исчезнет – новая застройка, запланированная в историческом центре города, может скрыть храм Воскресения Христова в Кадашах от глаз москвичей.
Вот на этом месте в непосредственной близости от храма собираются строить шестиэтажный офисно-жилой комплекс. Прихожане церкви пытаются противостоять наступлению на Кадашевскую слободу с 2002 года.
Шедевр архитектурного московского барокко был создан в конце XVII века. Нелфициально его называли соборным храмом Замоскворечья. В 1934 был закрыт и разграблен. С конца 40-х и до 60-х годов его реставрировалди. Но приходу отдали лишь в 2006. Но на этом беды храма не закончились.
Так будет выглядеть храм, если застройка состоится. Потеряет смысл старинное гульбище – оно будет скрыто за высокими стенами. А также будут снесены небольшие постройки возле храма – усадьба Оленевых и так называемый «Дом дьякона».
Храм воскресения Христова в Кадашах находится на территории охранной зоны Московского Кремля. Прихожане говорят: мы не в праве лишать тех, кто придет за нами, того, что создали те, кто был до нас. Полина Ольденбург, Олег Злобин. Вести.
ИС: Владыка, как Вы можете прокомментировать эти вот последние новости? Может быть, Вы знаете, будет ли Русская Православная Церковь на официальном уровне бороться с этой ситуацией?
АИ: Ну, я бы хотел сказать вот о чем. Дело в том, что у каждого города есть свое лицо. И это лицо определяется, как правило, не жилыми домами, а, прежде всего, так называемыми культовыми сооружениями, то есть храмами и соборами. И вот, мне кажется, что задача современных градостроителей и руководителей городов заключается в том, чтобы предоставить людям комфортные условия для жилья. Безусловно, создать необходимое количество помещений для офисов. Но при этом чтобы и лицо города не пострадало. Чтобы те памятники архитектуры и, прежде всего, церковной архитектуры, которая составляет лицо этого города, остались видимыми, чтобы они не застраивались какими-то громоздкими постройками. И чтобы город сохранял тот дух, который будет притягивать к нему людей. В том числе и людей из других городов и стран.
ИС: Владыка, еще несколько небольших вопросов, пришедших на наш интернет-сайт. Спрашивает человек, подписавшийся Карол: «В каком возрасте можно стать епископом в Русской Православной Церкви»?
АИ: В Русской православной церкви епископом можно стать, начиная с 30-ти летнего возраста.
ИС: Спрашивает Сергей: «Обязательно ли после молитвы говорить слово «Аминь» И что это слово значит»?
АИ: «Аминь» означает «истинно». Это еврейское слово, которое традиционно еще со времен Иисуса Христа и Апостолов добавляется, как правило, в конце молитв. Я думаю, что если это слово стоит в молитвиннике в конце молитвы, то его надо произносить. Если вы молитесь своими словами, обращаясь к Богу, то произносить это слово необязательно. Ну, вот мы должны опять прервать сейчас ответы на вопросы. И на этой неделе праздник Покрова Святой Богородицы. Давайте вспомним об этом празднике и его значении.
Православный календарь. Покров Пресвятой Богородицы. Покров Пресвятой Богородицы – первый праздник, который стал особо почитаться на Руси не вслед за греками, а сам по себе. Один из древнейших русских архитектурных шедевров – храм Покрова на реке Нерль – постоен князем Андреем Боголюбским уже в 1165 году. Удивительно, но самый «русский» праздник Божией Матери связан с сугубо византийскими событиями. В10-м веке Константинополь был осажден варварами. Есть распространенная гипотеза, что варварами этими были как раз предки русских, в то время христианства не знавшие.
Казалось, спасения городу нет. Но во время всенощного бдения во Влахернском храме, когда отчаявшиеся люди горячо молились, двое из них – блаженный Андрей и его ученик Епифаний увидели Богородицу, идущую по воздуху в сопровождении Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала молить Бога, чтобы Он защитил христиан, а затем сняла со своей головы покрывало и, распростерла его над молящимися. После этого враги отступили от ворот Константинополя.
В русской духовной традиции праздник Покрова Пресвятой Богородицы символизирует постоянную заботу Матери Божией обо всех призывающих Ее в молитве.
ИС: Владыка, почему так получилось, что у греков этот праздник не прижился, а у русских он стал одним из самых любимых?
АИ: Ну, у греков все-таки есть такой праздник. Просто некоторые у нас говорят, что у греков его нет вообще, а у нас он есть.
ИС: Но таким великим они все-таки его не считают, да?
АИ: Да. Просто у нас это более почитаемый праздник. Он более почитаемый, наверное, потому, что наш народ очень любит Пресвятую Богородицу. И вот этот образ Божией Матери, которая своим покрывалом снимает с головы покрывало и его распростирает над народом, этот образ просто как-то полюбился нашему человеку верующему. И поэтому уже с древних времен этот праздник не просто прижился на Руси, а стал одним из самых любимых и самых почитаемых. Именно поэтому в России столько Покровских храмов. Столько сел, которые называются «Покровское». Столько людей, которые носят фамилию Покровский. Это все именно связано с праздником Покрова Пресвятой Богородицы.
ИС: Владыка, к сожалению, время наше подходит к концу. Я от лица всех зрителей благодарю Вас за ответы на вопросы.
АИ: Спасибо Вам, Иван. Спасибо вам, дорогие телезрители. Я хотел бы на прощанье напомнить слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Храни вас всех Господь!