Последние 5-7 лет многие социологи прогнозируют прекращение роста религиозности россиян и увеличение числа неверующих, но их прогнозы не сбываются. Об этом говорилось на круглом столе «Церковь и общество в России глазами социолога», состоявшемся 29 октября на фестивале православных СМИ «Вера и слово». Провели круглый стол руководитель социологической службы СРЕДА Алина Багрина и аналитик Синодального информационного отдела Юлия Покровская.
Динамика последних двадцати лет
Руководитель отдела социологии религии Института социально-
53 процента опрошенных в 1989 году назвали себя неверующими и 20 процентов – православными. С тех пор такие опросы проводятся ежегодно, в них постоянно добавляются новые вопросы, но вопрос о вере в Бога и конфессиональной принадлежности по-прежнему задается первым. В 2008 неверующими назвали себя 26 процентов, в 2012 – около 16. А число православных, наоборот, увеличилось до 59 процентов в 2008 году и 68 – в 2012.
По словам Юлии Синелиной, если бы в вопросе о конфессиональной принадлежности не было вопроса о вере в Бога, православными себя назвали бы около 80 %опрошенных. Результаты опроса во многом зависят от постановки вопроса. С 2004 года похожие опросы проводит ИСПИ, и там вопросы о вере и конфессиональной принадлежности разделены. Тех, кто называет себя верующими, гораздо меньше, чем называющих себя православными.
Неверующих меньше, сомневающихся — больше
В 2004 году в исследовании ИСПИ верующих было 59 %, в 2011 – 65%. Неверующими в 2011 году назвали себя всего 9 % участников опроса. А вот процент затрудняющихся ответить на вопрос о вере увеличился, и это, по мнению Синелиной говорит о том, что людям все труднее идентифицировать себя как неверующих.
В исследовании ИСПИ 2011 года впервые был поставлен вопрос: насколько важна религия в вашей жизни? 28% опрошенных считают, что очень важна, 46 % – что довольно важна, и только 3% – что совсем не важна. Этот вопрос не задавали тем, кто назвал себя неверующим.
По опросам ИСПИ в последнее время снижается число людей, верящих не в Бога, а в другие сверхъестественные силы – тех, кто верит в переселение душ, занимается медитацией, ходит к экстрасенсам. И многие из таких «верующих», когда их просят уточнить, во что они верят – в судьбу или в природный дух, — отказываются отвечать на такой конкретный вопрос.
Доверие к Церкви не падает
Данные и ИСПИ, и совместных исследований ВЦИОМа и фонда «Общественное мнение» (ФОМ) показали, что в информационно непростом 2012 году не произошло падения доверия к Церкви. До 1999 года Церковь всегда была на первом месте по доверию населения, начиная с 2000 – на втором после президента. В 2012 году Церковь вновь вышла на первое место.
По данным опроса некоммерческой исследовательской службы «Среда» — «Как россияне оценивают деятельность Патриарха Кирилла?»,
Более половины россиян высоко оценивают общественную пользу от деятельности Патриарха, и только 7% дают ей низкую оценку. Среди поддерживающих – преобладают жители больших городов (кроме Москвы), среди критикующих чаще встречается молодежь.
Данные исследования целиком читайте здесь.
По результата опроса ИСПИ, проведенного в июле, доверяет Церкви 62%, не доверяет – 25%, Патриарху доверяет 56% процентов, не доверяет – 23%. Среди не доверяющих Церкви преобладают неверующие и невоцерковленные люди, но есть немного и тех, кто достаточно часто посещает храм и причащается.
Кого считать воцерковленным?
Для определения воцерковленности участников опроса используются показатели, разработанные в начале девяностых социологом Валентиной Чесноковой (1934-2010). Она была православным человеком, хорошо знала церковную жизнь, начинала исследования ФОМа и курировала первые исследования ИСПИ.
Первый показатель – как часто человек посещает храм? Юлия Синелина отметила, что процент посещающих раз в месяц и чаще за 20 лет не изменился – 8-10. Существенно вырос процент тех, кто посещает несколько раз в год, но реже, чем раз в месяц. А число тех, кто никогда не был в храме, снизилось.
Также практически не изменился процент причащающихся раз в месяц и чаще – около двух, — а вот число причащающихся несколько раз в год, но реже раза в месяц, увеличилось.
Совсем не причащалось в 1992 году 57 % «православных», в 2000 – 53%, в 2011 – 40%.
Следующий показатель – какими молитвами молитесь и как часто?
По данным 2011 года утреннее и вечернее правила читают чуть меньше двух процентов, около двадцати – молятся по молитвослову, примерно половина своими словами обращается к Богу. «Практически не молюсь» в 1992 году отвечало 52 процента, сейчас – 23.
Почти не изменились показатели по чтению Евангелия – по прежнему многие его вообще не читали. 59% опрошенных в 2011 году никогда не соблюдали посты. В 1992 году их было подавляющее большинство. Четыре процента знают наизусть Символ веры, больше пяти процентов – хорошо, 20 процентов не понимают, о чем там речь, 30 – не знают содержания и 40 процентов – что это такое.
Это процент не всех участников опроса, а только тех, кто назвал себя православными и верующими в Бога.
По данным опроса некоммерческой исследовательской службы «Среда» — «Частота причастия»,
53% православных россиян хотя бы раз в жизни подходили к причастию, 43% православных никогда не подходили к причастию, 4% затруднились ответить. Относительно общего числа россиян (как православных, так и не православных), ни разу не причащались 72%.
Данные исследования целиком читайте здесь.
По этим критериям Валентина Чеснокова выделила пять групп: воцерковленные, полувоцерковленные, начинающие, невоцерковленные и нулевая группа. Нулевая группа – респонденты, назвавшие себя православными, верующими в Бога, но которые ни разу в жизни не были в храме, не читали Евангелие, не постились и не молились.
Самая большая группа – невоцерковленные. В нее попали те, кто редко ходит в храм и молится своими словами. Число таких людей растет, и в 2011 году составило 37 процентов. Те же, кто ходит в храм раз в месяц и чаще, попадают в группу воцерковленных, даже если остальные показатели у них слабее. То есть при существующих критериях воцерковленным (по результатам соцопроса) может считаться человек, ни разу не причащавшийся.
По данным опроса некоммерческой исследовательской службы «Среда» — «Верующие и религиозные»,
«верующие» чаще проживают в городах с населением до 50 тыс. чел и посёлках городского типа, реже — в сёлах. «Религиозные» чаще проживают в городах с населением от 50 до 250 тыс. чел. В обеих группах чаще среднего — лица старше 65 лет; значительно реже моложе 35 лет, много неработающих пенсионеров. «Религиозные» несколько моложе «верующих»: среди них выше доля опрошенных от 25 до 34 лет.
Данные исследования целиком читайте здесь.
Юлия Синелина объяснила, что эта методика деления на группы создавалась в начале девяностых, когда и исследования в этой области только начинались, и народ только начинал приходить в храмы. Поэтому критерии такие щадящие, но на недавно прошедшем в ИСПИ семинаре обсуждали, что теперь их надо менять, воцерковлять.
В следующем исследовании ИСПИ главным критерием воцерковленности будет причащение хотя бы раз в год. Недавно именно о необходимости такого критерия писал на Правмире протоиерей Георгий Митрофанов, критикуя последний соцопрос «Левада-центра».
В конце своего выступления Юлия Синелина отметила, что на протяжении всех двадцати лет социологических исследований религиозности общества самой образованной из опрошенных была и остается группа воцерковленных, а на втором месте – полувоцерковленные.
По данным опроса службы «Среда» «Духовное или материальное, прошлое или будущее, человек или коллектив, ждать или действовать: что выбирают россияне?«,
интересной находкой является вариативность ценностных предпочтений в зависимости от вероисповедания респондентов. Самым чувствительным является отношение к прошлому. Напротив, как ни странно, необходимость духовности мало отличается среди представителей разных групп, являясь одинаково «средне-востребованной» как среди верующих, так и среди неверующих.
- Православное большинство находится ближе всего к «средним россиянам».
- Группа неверующих: индивидуалисты.
- Те, кто «верит в Бога без религии» — больше других нацелены в будущее и реже всего думают о прошлом.
- Наибольшую роль прошлое играет для мусульман; представителей этой группы также характеризует наименьшая среди россиян ценность умения терпеливо ждать.
Данные исследования целиком читайте здесь.
Правильная постановка вопроса
О том, как многое зависит от постановки вопроса, говорила и создатель и координатор Некоммерческой исследовательской службы «Среда» Алина Багрина. Она привела пример, как людей на митингах опрашивали, какова, по их мнению, должна быть позиция Церкви по отношению к происходящему. Было предложено четыре варианта ответа: Церковь должна примирять стороны, Церковь должна поддерживать власть, Церковь должна поддерживать оппозицию, Церковь не должна принимать в этом никакого участия.
Большинство ответило, что видит за Церковью примиряющую роль. Но когда «Среда» попросила прокомментировать опрос протоиерея Всеволода Чаплина, он отметил, что нет еще очень важного, пятого варианта: у Церкви может быть собственная независимая позиция. В последний такой опрос этот вариант был включен, и большинство опрашиваемых ответили, что Церковь… ничего не должна делать.
Алина Багрина привела интереснейшие
- Я по возможности соблюдаю все религиозные предписания (в соответствии с моим вероисповеданием) – 22 %;
- Я исповедуюсь раз в месяц и чаще – 2 %;
- Я прихожанин (участвую в жизни общины, сообщества единоверцев) — 3 %;
- Религия играет важную роль в моей жизни – 15 %;
- Я молюсь каждый день, положенными молитвами или своими словами – 12 %;
- Я прочитал Евангелия – 5 %;
- Я хотел бы верить в Бога больше, чем верю сейчас – 19 %;
- Я верю в приметы, гадания, судьбу – 13 %;
- Я лично сталкивался с чудесными, необъяснимыми явлениями – 5 %;
- Я люблю Россию – 52 %;
- Я уважаю закон и соблюдаю его – 44 %;
- Я хотел бы жить в другой стране – 9 %;
- Я поддерживаю традиционные семейные устои, когда главой семьи является мужчина – 20 %;
- Я хотел бы иметь много детей – 11 %;
- Я безвозмездно помогаю другим людям, занимаюсь благотворительностью – 11 %;
Перед началом круглого стола присутствующим была роздана эта анкета с графой «Моя оценка» — то есть предложено вписать, каков, по их мнению, процент согласных с этим утверждением. Когда Алина Багрина озвучила цифры, выяснилось, что у кого-то заполненные ими цифры по отдельным пунктам почти совпали, но в целом у всех они расходились с общей картиной достаточно существенно.
По данным опроса некоммерческой исследовательской службы «Среда» — «Русская Православная Церковь: устаревающая или современная?»,
чаще считают Церковь консервативной руководители разного уровня, избиратели Михаила Прохорова, Сергея Миронова и Геннадия Зюганова, опрошенные с высоким уровнем дохода, а также жители Северо-Западного округа и городов-миллионников. Современной Церковь чаще находят жители небольших городов и сёл, население Южного и Северо-Кавказского округов, избиратели Владимира Путина, респонденты старшего возраста и женщины.
Данные исследования целиком читайте здесь.
Алина Багрина также рассказала о результатах косвенного исследования по популярности православных СМИ. По данным СРЕДЫ, их читают только пять процентов россиян. Главным критерием была цитируемость авторов. Самыми популярными из православных авторов по количеству цитирования являются архимандрит Тихон (Шевкунов), протоиерей Димитрий Смирнов, протодиакон Андрей Кураев.
От возрождения Православия зависит будущее русской цивилизации
Руководитель отдела социологических исследований Института общественного проектирования Михаил Тарусин завершил круглый стол выступлением о необходимости возрождения русской цивилизации:«Русская цивилизация не принадлежит ни к западному миру, ни к восточному. На западный мы внешне немножко похожи, но мы сделаны на другом основании, по другой природе: и социальной, и духовной, и нравственной. Если мы будем отталкиваться от того, что русская цивилизация – особая цивилизация, особый мир, имеем шанс на национальное возрождение. Если мы этого не поймем – а пока этого понимания нету, — то мы обречены на национальное вымирание, что сейчас, к сожалению, и происходит».
По данным опроса некоммерческой исследовательской службы «Среда» — «Счастье. Скромность. Доброта. Что россияне думают об этих качествах?«,
каждый второй россиянин (52%) считает себя счастливым человеком. Как показывают результаты опроса, быть счастливым в России значит быть молодым, образованным и обеспеченным. Среди представителей различных вероисповеданий чаще оказываются счастливыми христиане, не причисляющие себя ни к одной из ветвей, — 65%. Среди неверующих счастливых немного меньше, чем в других группах, — 44%.
Данные исследования целиком читайте здесь.
Православная вера и Русская Православная Церковь, по словам Тарусина – основа русской цивилизации, русского мира, национальной природы русского человека. Только на этой основе русская цивилизация может существовать и развиваться и иметь содержательный смысл.
Православие известный социолог назвал самым организованным, самым уважаемым и самым осмысленным социальным институтом в современной России.
Правда, красота Божьего мира, милосердие – основа, на которой развивался русский национальный характер, русский человек. «Сегодня все эти понятии исчезли из нашей жизни, — констатировал Тарусин. – Русский мир находится в вымирающем состоянии, и речь должна идти о его возрождении. Если его не будет, останется страна, люди, но к русскому миру это не будет иметь никакого отношения. Поэтому вопрос возрождения Православия – вопрос выживания русской цивилизации».
Подготовил Леонид Виноградов
Читайте также: