На прошлой неделе пришла восхитительная новость. В Перми была маленькая фирма, в которой работал один сварщик. Начальник этой компании регулярно по весне освящает офис, «чтобы почистить помещение» и «поправить дела». Свободолюбивая душа сварщика выступила против этого «мракобесия» и заявила, что освящение (мы опускаем кощунства, направленные в адрес Христа) не поможет улучшить дела фирмы, поскольку является бесполезным.
В этой истории все прекрасно, и начальник, который рассматривает церковный обряд как магический эликсир, дающий герою временные бонусы в игре, и сварщик, решивший свое несогласие с помощью богохульств, и многие наши сограждане, поздравляющие друг друга с 1 мая, ну, а заодно и с Пасхой.
Если посмотреть на нашу Церковь глазами рядового обывателя, то можно увидеть страшную картину. По прекрасному выражению отца Дмитрия Смирнова, «большинство россиян относятся к Церкви как к авокадо». Иными словами, она им просто не нужна.
Давайте представим на секунду, что в районе одновременно закрылись торговый центр, где люди совершают покупки, и храм, куда в лучшем случае ходят крестить младенцев, венчаться, отпевать, освящать куличи на Пасху и брать воду на Крещение.
Отсутствие магазина мы заметим практически мгновенно, а вот если в городе нет храма, то большинство людей легко справятся с его отсутствием. Пару раз в год они пошумят о своих неудобствах, но быстро найдут замену — пригласят «потомственную гадалку в 6 поколении», и она сможет «почистить карму, открыть чакры, и навести порчу на конкурентов». Просто бутылочка с синим эликсиром, которую трудно найти в этой игровой локации, спокойно заменится аптечкой или волшебным сундучком. Герой наберет сил, и пойдет дальше выносить на жизненном пути всяких «монстров», мешающих ему жить.
К сожалению, это мы, христиане, превратили Церковь в разновидность увлекательной игры или имиджевого продукта. На просторах интернета легко можно найти престижную ручку с золотым пером, на котором «умелые итальянские мастера» выгравировали образ Спасителя или Святой Троицы. В наши дни еще можно подарить начальнику фарфоровые яйца ценой в несколько десятков или сотен тысяч долларов, на которых будут написаны дорогие для христиан слова «Христос Воскресе», можно освятить элитную машину с помощью продвинутого батюшки, который прочитает молитву на освящение колесницы.
В самих этих подарках и освящениях нет, конечно, ничего плохого, если к ним прикладывается вера. Автор этих строк сам освящал себе компьютеры в надежде, что Христос благословит ему орудия производства и зарабатывания денег.
Проблемы начинаются тогда, когда христианство становится приложением к чему-то, разновидностью постмодернизма: казаки играют в защиту православия, известный активист борется с теорией эволюции.
В результате Христос становится чем-то прилагательным, служебным, Его «роль» сводится к тому, чтобы Он помог нам победить оппонентов, довезти до дома благодатный огонь или удачно выйти замуж. Бог становится просто чит-кодом, позволяющим мне прожить жизнь с минимальными потерями, храм — лишь местом продажи лицензионных игр и обновлений, а священник — техническим специалистом, ставящим это специальное обновление. Мы платим деньги, получаем лицензионную версию благодати и, счастливые, расходимся.
Кажется у Райнера Марии Рильке есть строки о том, что Христа заперли внутри какого-то храма, чтобы Он не мешал вести людям нормальную жизнь. Мы, христиане, обладаем уникальным умением постоянно запирать нашего Бога — создавать христианские партии, писать посты о том, что православный должен быть сторонником или противником действующей власти, придумывать православную моду, православный секс, православные сковородки, на которых очень удобно жарить блины на Масленицу.
Нам осталось лишь придумать православного «Христа», который напишет православное «Евангелие». В нем не будет заповедей блаженств, не будет призывов к помощи бедным, не будет слов апостола Павла о покорности властям. Это в нашей грандиозной компьютерной игре в церковь не нужно.
Чудеса можно оставить, они создадут необходимый антураж, а вот над нравственной и политической составляющей учения Христа нам надо еще поработать.
Во-первых, нужно отменить заповеди о любви к врагам и заменить ее предписанием о ненависти к оппонентам. Нельзя любить противников моего батюшки, моей страны, моего политика, моей Церкви. Это вносит нестабильность в компьютерную игру, приводит к зависанию системы.
Во-вторых, нужно отменить слова Христа о том, что «царство Мое не от мира сего» и заменить их на слова о процветании России и уничтожении США или наоборот. В самом деле, в моей компьютерной игре не должно быть места неразберихе. Цели должны быть понятными и простыми — завоевание территории, победа на выборах, отмена выборов, создание партии всех православных, построение христианского рая в России. В противном случае никто не захочет играть в игру с такими туманными целями, как спасение души.
В-третьих и в-последних, давайте уже отменим заповеди блаженства и напишем просто. Блаженны те, кто строит храмы, лоббирует нужные законы, освящает квартиры, машины, отдает детей в православные школы и институты, постится по монастырским уставам, читает каноны и акафисты, не носит шорт и работает в православной фирме. Тогда цели в игре станут такими же простыми и понятными, как в симуляторах жизни.
Уверяю вас, большинство просто не заметит смены парадигм и превращения нас из христиан в антихристиан. Зато уж наиграемся в православие всласть, или в католичество, или в протестантизм. Главное, чтобы Христос не мешал.
Если же мы не считаем нашу веру игрой, а Христа — помехой, то пришло время что-то поменять в наших головах, и тогда пасхальный призыв «Христос Воскресе» перестанет для нас быть только поводом для рассылки смс, печения куличей и покраски яиц.