Церковь по наследству — тема апрельского номера журнала «Вода живая»
Церковь по наследству — тема апрельского номера журнала «Вода живая», официального издания Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.
Христиане, несмотря на то, что часто не помнят предков даже до четвертого колена и плохо знают историю, все же могут соединиться с прошлым — через обращение к святым и к Священной истории. Получив этот опыт, они могут преодолеть беспамятство. Наследственность бессмысленна вне религиозного контекста. Журнал предлагает разговор о духовной генеалогии, исторической памяти, сословности, даже о юридическом праве наследования, поскольку все это глубоко взаимосвязано.
«Наследство греха и прощения» — так называются полемические заметки Тимура Щукина, посвященные нравственной связи между поколениями. Есть ли у нас право судить прошлое? Существует несколько ответов: можно закрыть глаза на преступления отцов, можно, видя их несовершенство, быть уверенным, что в целом народ ошибаться не может. Но есть и и третья возможность, которую открывает перед нами вера в распятого Христа…
Верующие молятся о прощении грехов предков, политологи строят теории о проецировании исторических поступков на современность. А генеалоги составляют родословные, ищут закономерности развития рода. Что говорит о наследственности наука? Об этом рассуждает доцент кафедры генетики и селекции СПбГУ, кандидат биологических наук Олег Тиходеев. Интервью с ученым под названием «Заглянуть в ДНК» подготовил Дмитрий Тарасов.
Слова Господа и Его пророков отвергают возможность оправдать грех дурной генетикой. Об этом в заметках «Наследственность отменяется» пишет ответственный редактор «Воды живой» протоиерей Александр Сорокин. На примерах библейских текстов он размышляет о том, почему наказание за грех действует на меньшее число поколений, чем награда за добродетель.
Теме сословности была посвящена дискуссия, организованная журналом в Феодоровском просветительском центре. Как Церковь относится к сословным различиям и могут ли христиане делить людей на богатых и бедных, культурных и некультурных, власть имущих и бесправных? На эти вопросы попытались ответить участники разговора, материалы которого опубликованы под заголовком «Сословные перегородки».
Рождество Христа находится между чудом и свойством нашей природы, превосходя и не нарушая его. Значит, генеалогия Христа, оставаясь свойством совершенного человека, должна в чем-то существенно отличаться от любого другого перечня предков. В чем же ее специфика? Об этом — материал «Генеалогия Христа: сегодня и две тысячи лет назад» иерея Константина Костромина.
Есть династии военных, ученых, музыкантов. Есть и потомственные священники. Что движет сыновьями, решившими по примеру отца принять сан? Гены, воспитание в духе православия, или простая привычка к церковному образу жизни? На эти вопросы отвечают протоиереи Илия и Иаков Амбарцумовы — потомки священномученика Владимира Амбарцумова. Очерк Елизаветы Киктенко называется «Мамиными молитвами».
О тонкостях законодательства, регламентирующего право наследования, можно прочитать в материале «Что получат наследники?». С членом правления Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Петром Герасименко побеседовала Татьяна Кириллина.
24 апреля — Воскресение Христово, величайший праздник Православной Церкви. Наша Пасха двусоставна — Крестная Смерть и Воскресение в ней неразрывно связаны, она — не просто ежегодное возобновление чувства скорби и радости. Она изменяет сущность человека и наполняет ее новым качеством. Чтобы воскреснуть, нужно сначала умереть тяжелой, мучительной смертью наших греховных страстей и привычек. Об этом — статья «Истинная цель Голгофы» иерея Владимира Хулапа.
В последнее время в России стала популярна тема влияния ислама на людей, выросших в немусульманской среде. Красноречиво на это намекает появление среди ваххабитов славян. Действительно ли эта тенденция существует? Может ли ислам стать конкурентом православию среди русских? Об этом интервью Антона Мухина «Нам ислам не светит?» с востоковедом и религиоведом иереем Вячеславом Саниным.
«Голубых кровей» — так называется биографический очерк диакона Алексия Волчкова, посвященный 120-летию со дня рождения Николая Бруни — священника, летчика, музыканта и поэта. Читая о нем, невольно веришь в то, что люди «старой» России были совершенно иной породы. Что в венах представителей родовитых семейств текла какая-то особая кровь, наделяя их небывалыми способностями и талантами.
В постоянной рубрике «Ленинградский мартиролог» журнал публикует биографические сведения об Иване Дмитрикове — расстрелянном в годы «красного террора» кандидате богословия, выпускнике Петроградского богословского института. Материал подготовлен по книгам исследователей темы новомучеников и исповедников российских протоиерея Владимира Сорокина и историка Александра Бовкало.
В еще одной постоянной рубрике «Приход» читателям предлагается материал «Хранители Санкт-Петербургского образа Божией Матери» — о храме, именуемом в народе «Кулич и Пасха». Он повидал немало чудес. Круглая церковь-кулич с колокольней в виде пирамидальной пасхи получила настолько точное название, что мало кто помнит настоящее ее имя — Святой Живоначальной Троицы.
Задорной песней под гармонь о трудовом подвиге комбайнеров актер петербургского театра «Буфф» Игорь Растеряев прославился неожиданно. Он сам недоумевает, как съемка с дружеского застолья после публикации в Интернете сделала его известным на всю страну. Беседу с ним под заголовком «Игорь с хутора Растеряев» подготовила Юлия Нурмагамбетова.
В конце номера журнал, как всегда, предлагает разнообразные материалы о культурной жизни Санкт-Петербурга — аннотации на вышедшие книги, анонсы концертов, вечеров, лекций и выставок.