Профессия реставратора сегодня востребована как никогда. В первую очередь потому, что советское наследие оставило не только разрушенные и оскверненные храмы, но и тысячи икон, которые нуждаются в восстановлении. Поэтому, когда открывался Свято-Тихоновский институт, кафедра реставрации была создана там одной из первых. Возглавляет кафедру ее старожил Галина Сергеевна Клокова. Она является реставратором высшей квалификации, Заслуженным работником культуры Российской Федерации, членом Консультационного совета Софийского собора г. Новгорода Великого, членом реставрационного совета Троице-Сергиевой лавры и многих московских музеев. Об истории кафедры, ее буднях и итогах работы Галина Сергеевна рассказывает сайту «Правмир».
Как создавалась кафедра, какими были предпосылки ее появления?
Кафедра реставрации была открыта на факультете Церковных художеств ПСТГУ в 1993 г., т.к. давно назрела необходимость готовить кадры профессиональных реставраторов станковой темперной (икон) и масляной живописи для работы в церкви.
Многие иконы в действующих церквах находятся под угрозой полного разрушения и требуют незамедлительной помощи. Между тем оказать эту помощь реставраторы, работающие в музеях, почти не могут, потому что для этого они должны или выкраивать время после основной работы, вечерами и в выходные дни, или лишая себя отпуска. Кроме того, профессиональных реставраторов темперной живописи, аттестованных специальной Комиссией Министерства культуры, на весь Советский Союз до его распада было около 1000 человек (сравните с количеством специалистов других профессий: врачей, сантехников, строителей, учителей, артистов и т.д.). И, когда в 1992 г. был открыт Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (сейчас – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), появилась возможность создать на факультете Церковных художеств кафедру реставрации специально для подготовки реставраторов для церкви из числа православной молодёжи.
Первые годы работы кафедры и для преподавателей, и для студентов были в полном смысле слова подвижническими. С учебными аудиториями в институте было вообще трудно, и кафедра реставрации находилась в том же положении, за тем исключением, что лекции в крайнем случае можно при хорошей погоде читать и в сквере на лавочке, а для икон требуется изолированное охраняемое помещение под крышей, светлое и просторное. А всё было наоборот.
Было очень тесно, очень темно, периодически протекал потолок, специализированной охраны не было, мебель разыскивали на помойках, отмывали и работали. И никто, ни преподаватели, не студенты, не ушёл. Сейчас наша кафедра размещается в просторных светлых мастерских на Поклонной горе.
Сложно было и с получением икон для выполнения учебных работ. Нас не знали и, соответственно, нам не доверяли. Первые иконы мы получили из правоохранительных органов, их конфисковали на таможне. И из этих икон нужно было отобрать такие, которые соответствовали бы требованиям учебной программы.
Как формировался преподавательский состав?
С самого первого дня важно было пригласить для преподавания таких специалистов, которые обладали бы неоспоримым авторитетом в среде профессиональных реставраторов. На кафедре в первые годы её существования реставрацию темперной живописи вела я и А.Н.Гусев, реставрацию масляной живописи – Г.М.Ерхова и О.П.Постернак.
Чем отличается учебный процесс на вашей кафедре от подготовки реставраторов в светских ВУЗах?
Каждый год для обучения реставрации мы принимаем 7 человек, но до выполнения дипломной работы доходят не все, так как учебная нагрузка очень велика, потому что наши студенты не только полностью выполняют учебную программу в соответствии с Государственным стандартом, но и изучают большой объём богословских дисциплин. Срок обучения, так же, как и в светских вузах, 6 лет. В течении всех 6 лет студенты осваивают реставрацию станковой темперной живописи, а, начиная с 4-го курса, ещё и реставрацию станковой масляной живописи.
В качестве дипломной работы нужно представить полностью реставрированные икону и картину. На основе знаний, полученных за время обучения по истории искусства и иконографии, хорошо зная Ветхий и Новый Завет, историю церкви, дипломник должен написать исследование на реставрированные им произведения, обосновать датировку. Лучшие из таких работ публикуются потом в ежегодном Студенческом сборнике.
Многое для профессионального формирования будущего реставратора дают летние производственные практики. На первых трёх курсах такие практики организуются за пределами Москвы: в Ярославле и Ярославской области, в Новгороде Великом, в Пскове, в Калужской области. Там реставрационные работы ведутся в условиях действующей церкви или монастыря, т.е. максимально приближены к условиям их будущей работы. Кроме того студенты знакомятся с памятниками архитектуры, музеями, что помогает в освоении курса истории искусства. Проходят такие практики и в московских музеях: Государственной Третьяковской галерее, Музее-заповеднике «Коломенское», в этом году студентов принимает Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Сколько специалистов выпустила кафедра к сегодняшнему дню? Где они работают? Насколько ценятся ваши выпускники и выпускники светских ВУЗов?
Первый выпуск реставраторов состоялся в 1999 г. За время с 1999 по 2010 г. государственные дипломы художника-реставратора получили 58 человек. Из них в Церкви (для чего, собственно и была открыта кафедра) работают 7 человек, из них 3 реставратора в церкви Воскресения в Кадашах у декана нашего факультета протоиерея Александра Салтыкова, 1 реставратор в церкви нашего ректора протоиерея Владимира Воробьёва, и только трое – в церквах, не связанных с ПСТГУ. 7 выпускников оставлено на кафедре в качестве преподавателей и сотрудников. Но зато наши выпускники успешно трудятся в крупных московских музеях: Государственной Третьяковской галерее, музее-заповеднике «Коломенское», Музеях Московского Кремля, в этом году почти весь выпуск принят на работу в Государственный научно-исследовательский институт реставрации, а дипломники следующего года уже приглашены туда же.
Какими главными качествами должен обладать реставратор?
Реставратор должен обладать двумя главными качествами: это аккуратность и терпение. Терпение потому, что только в кино реставратор прикасается тампоном к чёрной разрушенной иконе, и сразу после этого икона начинает сиять золотом и яркими красками. На самом деле в реставрации много однообразных длительных процессов, а результата порой приходится ждать несколько лет.
Но реставратор должен не только владеть практическим приёмами, но очень многое знать, чтобы работать осознанно, для чего были приглашены крупные биологи, химики, физики, специализирующиеся в области реставрации.
Какие иконы и картины реставрируются специалистами и студентами кафедры?
В стационарных мастерских на кафедре реставрируются, конечно, в первую очередь иконы, полученные из церквей. На кафедру передают иконы для реставрации из четырнадцати монастырей и шестидесяти двух храмов. Но одновременно кафедра почти с первых лет существования сотрудничает с музеями, такими как Государственный исторический музей, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Муромский историко-художественный музей, Вологодский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Иконы и картины, принадлежащие этим музеям и реставрированные в ПСТГУ, включаются затем в постоянные экспозиции музеев, публикуются в альбомах и различных сборниках.
Способны ли храмы поддерживать в надлежащем состоянии иконы, которые им могут быть переданы из музеев?
Причина таких упреков в том, что настоятели пока не понимают, для чего им нужен свой реставратор. Им проще раз в 10 лет пригласить бригаду «художников», которые им в месяц или два всё починят. Качество будет плохим, денег возьмут много. Что касается качества, то многие священники и судить об этом не могут, было бы ярко, а цена – это же не каждый день.
Во времена СССР на государственные средства была начата работа по постановке на учёт всех памятников движимого церковного искусства – икон, утвари, памятников церковного шитья, полихромной деревянной скульптуры, книг. Каждый предмет описывался, обмерялся, фотографировался. На эту работу направлялись сотрудники ведущих реставрационных организаций и областных музеев. Но Союз распался, денег на эту работу нет.
Поэтому сегодня профессия реставратора сегодня должна быть востребована как никогда
Читайте также: