Чарли Чаплин: Воспевший «маленького человека»
25 декабря 1977 года скончался уникальный мастер кинематографа, актёр, сценарист, композитор и режиссёр. Он создал один из самых знаменитых образов мирового кино — образ бродяжки, «маленького человека» – Чарльз Спенсер ЧАПЛИН.
«Чаплин великий, недостижимый Учитель огромной армии кинематографистов, – говорил о Чарли Чаплине известный режиссер Эльдар РЯЗАНОВ в журнале «Советский экран». – Влияние его не только в искусстве. Оно и в жизни. Оно растворено во всем, что окружает, нас. Просто мы не всегда отдаем себе отчет, мы не всегда понимаем, что именно нас обняло, обнадежило, подняло настроение, поддержало. А это нечто такое, что оставил нам в наследство Чарли Чаплин. И сквозь пестрые события столетия {…} как еле заметное сияние проступают трагические, пронзительные, лучистые глаза и нежная, застенчивая улыбка великого клоуна, озаряющие и согревающие наш грозный двадцатый век».
Чарли Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне в семье бедных артистов. Его мать рано лишилась голоса, бросила театр и зарабатывала жалкие гроши шитьем. Муж покинул ее, когда Чарли исполнился год, и не мог помочь бывшей жене и детям. Когда их положение стало совсем отчаянным, мать ушла в работный дом, а детей сдала в приют. Чарли впервые выступил на сцене в возрасте пяти лет, заменив в программе мюзик-холла свою мать. Чтобы прокормиться, он продавал газеты, клеил игрушки, работал в типографии, в стеклодувной мастерской, в приемной врача и так далее, но у него была заветная мечта…
В конце 1898 года Чарли поступил в детскую танцевальную группу «Восемь ланкаширских парней». На рождество 1900 года «Ланкаширские парни» участвовали в пантомиме «Золушка»; Чаплин в костюме кошки впервые получил возможность рассмешить зрителей. В возрасте 14 лет Чарли получил постоянную работу в театре. В это время Чаплин был практически неграмотным. Когда ему вручили текст роли посыльного Билли в пьесе «Шерлок Холмс», он боялся, что его попросят прочитать вслух несколько абзацев. Роль ему помог выучить брат Сидни. В течение нескольких лет Чарли также играет в варьете. С 16 лет регулярно занимается скрипкой по 4-16 часов в день, брал уроки у театрального дирижёра. В 1908 году Чаплин получил место актёра в театральном предприятии Фреда Карно, которое поставляло готовые скетчи и пантомимы для целого ряда мюзик-холлов, и вскоре становится одним из ключевых актёров в ряде постановок (некоторые из которых он позже адаптировал для экрана).
Чаплин с труппой Карно не раз был на гастролях в США, где во время одного из выступлений его заметил кинопродюсер Мак Сеннет. Игра Чарли ему понравилась, и он пригласил артиста на работу в свою студию «Кистоун Филм». 23 сентября 1913 года Чаплин заключил контракт с «Кистоун Филм» с жалованием в $150 в неделю.
Поначалу Чаплин пытался имитировать довольно грубый стиль сеннетовских комедий-экспромтов, однако это принесло ему успех. Вскоре он становится знаменитым киноактером, начинает формировать и оттачивать свой экранный образ. Из фильма в фильм (а их только в 1914 г. вышло 34) этот бродяга, старавшийся казаться джентльменом, бегал, падал, кувыркался, швырял торты с кремом и получал ответные прямо в лицо, словом, использовал всем известные приемы клоунады и фарса. Во многом ему тут помогало его театральное прошлое: большинство трюков было заимствовано из английской пантомимы. Поначалу его персонаж Чез (на съёмочных «хлопушках» в сохранившихся рабочих дублях он обозначался как Chas Chaplin, Авенариус называет его «Чейс») выглядел нагловатым жуликом и ловеласом, однако постепенно в нём появляется всё больше человеческой теплоты и лиризма, который зритель привык связывать с образом Маленького Бродяги. Постепенно осваивая всё новые аспекты кинопроизводства, Чаплин перестаёт удовлетворяться только актёрской работой и уговаривает Сеннета разрешить ему самому ставить фильмы. Вскоре Чаплин начинает понимать, что работа на Сеннета ограничивает его творческие возможности, и уходит из «Кистоун».
В 1914 году Чаплин самостоятельно снимает свой первый фильм «Застигнутый дождём», в котором выступает в качестве актёра, режиссёра, и сценариста. Со временем он решает обрести творческую самостоятельность и в 1919 году основывает студию «Юнайтед Артистс» совместно с Мери Пикфорд, Дугласом Фэрбэнксом и Дэвидом У. Гриффитом.
В 1921 году Чаплин совершает путешествие в Европу. В Лондоне и Париже при его появлении собираются огромные толпы. За три первых дня в Лондоне Чаплин получил 73000 писем. В Берлине его никто не знал, в послевоенной Германии фильмы Чаплина не показывались. Второй визит в Европу Чаплин совершил в 1931 году — во время премьеры фильма «Огни большого города». В третий раз Чаплин побывал в Европе в 1936 году во время показа фильма «Новые времена».
Образ Бродяги впервые появился в фильме «Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл» (по другой версии — в фильме «Детские автомобильные гонки», снятом несколько позже, но вышедшим на экран на неделю раньше). Чаплин надел огромные штаны, узкую визитку, большие башмаки, на голову — котелок, взял в руки тросточку. Чаплин выглядел моложе своих лет, поэтому для солидности приклеил небольшие усики, которые не скрывали мимики, необходимой в немом кино. В первом же своём появлении на киноэкране Чаплин вышел с пышными усами. В автобиографии он писал о своём персонаже: «Он очень разносторонен — он и бродяга, и джентльмен, и поэт, и мечтатель, а в общем это одинокое существо, мечтающее о красивой любви и приключениях. Ему хочется, чтобы вы поверили, будто он ученый, или музыкант, или герцог, или игрок в поло. И в то же время он готов подобрать с тротуара окурок или отнять у малыша конфету». Чаплин стремился уйти от «комедии пощёчин», в жанре которых снимались все комедии того времени. В фильме «Ссудная касса» Бродяга в сцене увольнения показал жестом, что у него несколько детей, которых нужно кормить. Чаплин заметил, что зрители, находящиеся на съёмочной площадке, смахивают слезу.
После этого образ Бродяги стал обретать лирические и трагические черты, он стал одним из самых тиражируемых образов в массовой культуре XX века. Сквозь смех над «маленьким человеком» в фильмах-комедиях проступили нотки сострадания, человеческого теппа, сочувствия к бедным и униженным в комедии стали огромной заслугой маленького Чарли. Его влияние на зрительские сердца невозможно преувеличить. Поколение за поколением в разных странах, поднимая глаза к экрану, хохотали, обмирали, обливались слезами, восхищались, сопереживали маленькому, смешному, нелепому, беззащитному человечку с печальными глазами. И впитывали при этом любовь и нежность ко всему человечеству. В чаплинских фильмах слились воедино высочайшее мастерство и величайший гуманизм.
Несмотря на то, что немое кино со временем уступило место звуковому, актёрская и режиссёрская техника Чаплина оказала значительное влияние на многих комических актёров. Этому образу подражали Радж Капур в фильме «Господин 420», классик советской клоунады Карандаш, Александр Калягин в фильме «Здравствуйте, я ваша тётя!» и другие. Однажды Чаплин инкогнито принимал участие в конкурсе двойников Бродяги. По одной версии он занял в конкурсе второе место, по другой версии — третье. Кстати, в дореволюционной России фильмы Чаплина не пользовались значительным успехом. Характерно высказывание о них, опубликованное в журнале «Проектор»: «…Чаплин далеко не комический актёр. Он просто клоун, просто „тот, кто получает пощёчины“. <…> У нас в России Чаплин не может иметь такого успеха: он слишком груб, слишком примитивен, слишком мало изящен». Так что в России образ Бродяги, созданный Чарли Чаплиным, бел оценен уже позже, где-то к 30-м годам. И только в 1954 году актёр был награждён советской Международной премией Мира. Через 10 лет Чаплин издаёт свои мемуары, которые легли в основу биографического художественного фильма «Чаплин» (1992). Последний фильм «Графиня из Гонконга» Чаплин ставит по своему сценарию в 1967 году; главные роли исполнили Софи Лорен и Марлон Брандо.
В 1972 году Чаплин во второй раз получил «Оскара». Для этого он приехал на короткое время в США — ему дали лишь ограниченную визу. 4 марта 1975 года Чаплин был посвящен в рыцари королевой Елизаветой II.
Его герои — солдаты, безработные, бродяги, официанты, золотоискатели, рабочие, но главное в его персонажах — то, что эти герои по сути неудачники, не приспособленные к враждебным условиям жизни. Борьба чаплинского негероического героя направлена на выживание, чтобы была крыша над головой и кусок пищи. А враги незадачливо бедняка —полицейские, фабриканты, мастера, начальники, бездушные лакеи, приказчики, хозяева, громилы, спекулянты, офицеры. И в этой борьбе Чарли всегда проигрывает — его подстерегают тюрьма, несчастья, разлука с любимой и голод. Симпатии Чаплина, как традииционного шута, на стороне обездоленных, и это делает его искусство народным, любимым, привлекательным для многих миллионов. Сочувствие несчастным, порой ироничное,— лейтмотив чаплинских кинолент. В этом тоже феномен вечного успеха его картин.
Чаплинскому персонажу чуждо чувство злобы. Даже если он злится, это не противно, а забавно и симпатично. Как ни парадоксально, когда герой Чаплина зол, он не злобен. Маленький Чарли— человек доверчивый, легкомысленный, отходчивый. Он по-детски наивен, в проявлении своих чувств он порой кажется первобытным, первозданным человеком. Он радуется чужой удаче, он бескорыстен, он восторжен, он большой, вечный ребенок. Но при этом в нем бездна достоинства, самоуважения. Вспомните, как щегольски он поправляет манжеты своего убогого рваного костюма, будто на нем дорогой смокинг…
Артист скончался 25 декабря 1977 года в своём доме в Веве в Швейцарии, ему было 88 лет. Рядом находилась его самая большая, и, пожалуй, единственная любовь – его жена Уна, которая обожала мужа и считала их брак идеальным: «Он помогал мне взрослеть, я помогала ему оставаться молодым». Она родила ему пятерых дочерей и троих сыновей. Некоторые из потомков Чарли Чаплина также пробовали себя в качестве актёров; наибольшую известность как актриса получила дочь Чарли и Уны Джеральдина, которая в 1992 году снялась в фильме «Чаплин», где сыграла его мать – свою бабушку…