Зачем дождевые черви выползают в дождь на тротуары? Что общего у них с людьми? Размышляет Роман Булочев.
Высокая температура середины мая заставила многих со страхом вспомнить аномальную жару 2010 года. Знакомые и друзья, охая и кряхтя, просили Бога быть милостивее к нам, грешным, и даровать спасительную прохладу и приносящий порции отборного озона майский дождь.
В атмосфере почти всеобщего ожидания воды душу тревожило одно обстоятельство, заставляющее не участвовать в просьбах и молитвах о дожде…
Любая прогулка по вечерним улицам после дождя превращается в пытку. То и дело под ногами видишь Божье создание, усиленно пытающиеся скрыться от воды, заливающей их норы — дождевых червей. Извивающиеся или застывшие на дне лужи, у многих ли они вызывают чувства и эмоции, становясь повседневным атрибутом пейзажа?
Они сосредоточенно пытаются куда-то уползти, как можно дальше от преследующего ужаса, и оказываются на тротуарах, асфальте и тропинках. Преодолеть дорогу суждено далеко не всем. Многие гибнут, раздавленные машинами, ботинками или туфлями.
Псалмопевец искренне говорит о себе: аз есмь червь, а не человек. И далее совершенно точно обозначает отношение к червю со стороны потомков Адама — поношение человеков и уничижение людей. Полностью согласуясь с этими библейскими словами, современные люди, повинуясь высшим целям, смотрят в небо или друг на друга, редко обращая свои взор вниз, туда, где копошатся создания, не почтенные образом Божьим.
Богосыновство, усвоенное в святом крещении, позволяет человеку больше не отождествлять себя с прахом, с чем-то копошащимся и ползающем по земле, среди исполинских ног кого-то великого.
Абсолютная отстраненность человека от земли может закончиться для него плачевно. Уж сколько высящихся, будто кедры ливанские, оказывалось в итоге валяющимися в грязи, с переломанными судьбами и исковерканными жизнями. А начиналось вроде все хорошо — сильные ноги, прямая спина, длинная шея…
Червь — существо достаточно простое: питается органическими остатками, слабо развита нервная система, отсутствует память. Вроде, человеку и не должно быть никакого дела до столь никчемного создания.
Вдобавок ко всему, у православного человека может быть развито подсознательное отвращение от евангельского червя неусыпающего, переносимое и на младшего дождевого собрата. Поэтому вроде вполне естественно отношение человека к червяку: один идет, другой ползет. Сильный, высокий и сложный иногда не специально, а невзначай калечит или убивает слабого и беспомощного.
Казалось бы: так устроено не нами, так определил Господь. Нам остается лишний раз поблагодарить Его за это. Мы же ведь не католики с их чудаковатым Франциском, чтобы ходить и собирать червяков, а потом относить в безопасное место и выпускать. У нас имеются свои великие дела, требующие времени, сил, концентрации внимания. Нам некогда тратить ресурсы впустую.
Пару лет назад один соседский мальчик обошел всех взрослых в подъезде с вопросом: а зачем выползает червяк из земли? Неужто он не знает, что его раздавят? Вопрос ребенка был задан совершено верно. Не почему, а зачем? Важно для нас установить не причину, а цель.
Святые отцы не раз говорили о полезности для души наблюдений за окружающим миром. Из анализа внешних обстоятельств можно постигать Бога и нравственно назидаться. Жалкость червя, его привязанность к земле, праху — очевидное напоминание для человека о том, что все его строение, его природа, в том числе ноги и спина есть дар, ко многому обязывающий.
Получается, что червь выползает из-под земли для нас, в качестве напоминания о том, что забвение Бога, отвлеченность от высокого, скука в небе — это те причины, по которым мы можем уподобиться им. А соответственно, начинаем бояться воды, обычно благословляемой за принесение чистоты и омывание скверны, и рискуем быть раздавленными страшными исполинами.
Привычный атрибут летнего дождя становится образом возможного будущего для того человека, который попытается скрыться под землю житейских забот от Создавшего его для Себя Бога.