Депутаты Государственной Думы просят проверить статью Станислава Белковского на предмет религиозного экстремизма и разжигания религиозной розни. Сергей Худиев рассуждает о том, в чем они ошибаются, пытаясь защитить чувства верующих.
Как сообщается, представители всех фракций Госдумы направили запросы в Генпрокуратуру и Следственный комитет с просьбой проверить статью политолога Станислава Белковского на предмет религиозного экстремизма и разжигания религиозной розни. По правде сказать, мне такая реакция не кажется мудрой.
Можно согласиться, что сочетание крайнего невежества и крайнего же апломба, которое высказывает Белковский, глубоко оскорбляет лучшие чувства и подрывает веру в человечество, но объявлять это уголовным преступлением — эдак у нас следственный комитет будет совершенно перегружен. Он не один такой; сочетание невежества и апломба, увы, довольно обычно.
В интернете всегда можно встретить людей, прочитавших пару шарлатанских сайтов и считающих себя экспертами в области врачевания всех недугов, так что они точно знают, сколь велики преступления «официальной медицины» против человечества, энтузиастов, которые ознакомились с трудами Академика Фоменко и теперь обличают «официальных историков», особенно много в сети специалистов в области религии, которые всегда готовы наставить иерархов и богословов чуждой им веры на путь истинный.
Причем если в области медицины, истории, или, скажем, межпланетных сообщений, большинство людей согласятся, что для того, чтобы судить о сих предметах, нужно потратить некоторое время на их изучение, то религии повезло меньше — масса народу полагает, что умение набирать текст на клавиатуре и наличие выхода в интернет уже делает человека экспертом в этой области.
Впрочем, слово «эксперт», подобно словосочетанию «британский ученый» уже приобрело отчетливо юмористический оттенок, и нам надо будет придумать какое-то еще слово для обозначения человека, который разбирается в какой-либо отрасли знания. Но в этой ситуации я хотел бы обратить внимание на другое.
Есть то, что в текстах Белковского бросается в глаза церковным людям и может быть не так заметно для внешних. Его претензии к Церкви носят политический, а не религиозный характер. Позвольте мне объяснить разницу.
За двадцать лет в Церкви я видел разных верующих людей, мудрых и не очень, духовно зрелых и совсем даже нет, сектантов как православного, так и протестанского толка, людей у которых личная сварливость плавно перетекала в ревность о правде Божией и обратно. Все эти очень разные люди находятся в общем смысловом и культурном пространстве, и когда они спорят между собою, они понимают, о чем идет речь.
Мы с каким-нибудь сектантом или раскольником можем быть не согласны почти ни в чем — и уж точно, его отношение к Русской Православной Церкви не совпадает с моим. Но мы согласны в том, что считать важным, а что — менее важным. И для меня, и для него самое важное — это отношения с Богом и вечное спасение. Люди неправо, но все же верующие, атакуют Церковь вовсе не за то, что она поддерживает или не поддерживает тех или иных политиков. Им это малоинтересно. Они ставят Церкви в вину то, что она, по их убеждению, неправильно чтит Бога и неправильно указывает путь к вечному спасению. Вот о богопочитании и вечном спасении мы с ними и беседуем — как о вопросах, имеющих для нас всех первостепенное значение.
Верующие — православные или нет — исходят из того, у нас впереди вечность, и эта вечность может быть невыразимо прекрасной или невыразимо жуткой, в зависимости от тех решений по отношению к Богу, которые мы принимаем при жизни. Пройдет не очень много времени — время уходит быстрее, чем мы замечаем — и мы предстанем на суд Божий, чтобы пожать вечные плоды того, что мы посеяли во времени. Как нам установить правильные отношения с Богом, как нам обрести оправдание на Его суде, как нам наследовать жизнь вечную — это вопросы, которые для верующего человека являются бесконечно важными, центральными и определяющими для всей его жизни.
Когда читаешь тексты Белковского, становится очевидным, что истинное богопочитание и вечное спасение находится вне поля его интересов — а в центре этих интересов стоит борьба с режимом, и его претензии к Русской Православной Церкви носят именно политический характер и именно политических перемен для нее он бы хотел. Это может быть близким и понятным многим из его читателей, но попробуйте понять, что верующие люди — другие. У них другая мотивация, другие ценности и другие интересы.
Если Вы не верите в вечное спасение, просто попробуйте себе представить — попробуйте влезть в шкуру верующего. Вот есть самое драгоценное в Вашей жизни, то, чему Вы посвящаете себя, смысл всей Вашей жизни, Ваше утешение перед лицом страданий, Ваша надежда перед лицом смерти — и тут является чрезвычайно сообразительный политолог Белковский и хочет употребить это в видах борьбы с госдумой.
Причем то, что он говорит, со стороны выглядит примерно так: «Я-то ни во что это не верю, но вот это дурачье верит, на этом сейчас я с легкостью разведу их и использую в моих интересах». Почему это так выглядит? Приведу пару цитат из Белковского: «Я думаю, что депутат Михаил Маркелов должен покаяться немедленно, тогда ему скидка выйдет. Потому что предложенная мной концепция реформы Русской православной церкви абсолютно адекватна ситуации, она отвечает интересам огромного числа верующих».
Верующий человек так не скажет никогда. Для него реформа Церкви не может быть «адекватной ситуации» и не может служить «интересам». Он может считать такую реформу необходимой (как считали реформаторы XVI века) — но только и исключительно потому, что, по его убеждению такова воля Божия и таков путь к вечному спасению. Почитайте хотя бы Лютера или Кальвина — много они пишут про «интересы»? Лютер все больше про оправдание верою, Кальвин — про владычество Бога, а про «адекватность ситуации» и «интересы» они бы просто не поняли, о чем речь — как Белковский совершенно не понимает их.
Верующие могут ужасно ошибаться — как ошибались реформаторы — но когда человек хочет учинять реформу из «интересов» он просто неверующий и совершенно не понимает, что есть вера. Приведу еще цитату: «Думаю, что, поскольку Главой Церкви, как мы все знаем, является Господь наш Иисус Христос, он примет все необходимые решения и отправит депутатов Маркелова, Попова, Исаева и некоторых других в исторический утиль, где им самое место»
Видите ли, в ушах любого верующего христианина эта фраза звучит чудовищно.
Совершенно независимо от отношения к упомянутым депутатам. Христианин видит в Иисусе Христе Господа и Спасителя, к которому он каждый день взывает в молитве, перед Жертвой которого он благоговеет, перед судом которого трепещет, на милость которого он надеется, перед которым он изливает свои скорби, страхи и надежды, в котором ищет обрести жизнь вечную. Имя Иисуса Христа — это самое дорогое, что есть у христианина в жизни. И тут является некий политолог и заявляет, что Господь Иисус «примет правильное решение» и «отправит в историческую утиль» его политических противников. Нет, это не оскорбление религиозных чувств — я не думаю, что Белковский имел такое намерение. Это их полное непонимание.
Есть известный комический прием, когда человек, по сюжету фильма, вынужден изображать из себя кого-то, кем он точно не является — монашку, раввина, гуру, приезжего из страны, о языке и обычаях которой он не имеет представления. Обычно в таких фильмах персонаж вынужден бегать, чтобы не пересечься с настоящими монашками или раввинами, и когда ему не удается этого избежать, все очень веселятся. Мы наблюдаем еще более комическую ситуацию, когда притворщики (и в этом случае, и в других) не только не прячутся, но решительно учительствуют, хотя каждая их фраза выдает их с головой.
Они просто не понимают, насколько фальшиво это выглядит.
Что же, давайте это непонимание ясно обозначим. Да, Белковский и иже с ним просто не понимают, что такое вера и что значит быть верующим. Реформаций такие не учиняют. Поэтому лучше всего просто оставить их в покое. А преследовать их — значит придавать им совершенно чрезмерное значение.
Читайте также: