Клятва — это слова, обращенные к Богу.
Человек, давший клятву,
держит в руках свою душу, как пригоршню воды.
Стоит раздвинуть пальцы,
и он утратит надежду найти себя.
Добрый день, дорогие зрители и читатели!
Сегодня я снова хочу предложить вам путешествие в историю. Мы поговорим об одном историческом фильме, еще одной биографии, которую легко можно отнести к уже обсуждавшемуся нами жанру киножития. Снова перед нашими глазами драма столкновения веры и власти, Церкви и государства, человека и системы.
«Человек на все времена» (A Man for All Seasons, 1966) режиссера Фреда Циннемана, снятый по сценарию Роберта Болта.
Картина, награжденная шестью «Оскарами», в том числе и как лучший фильм 1967 года. Семь наград Британской академии (BAFTA), четыре «Золотых глобуса», а также серебряная премия «за лучшую мужскую роль» Московского международного кинофестиваля.
Картина, которая, как мы помним, включена в Ватиканский список («The Vatican Film List») рекомендованных фильмов в 1995 году.
Чем нам интересен сценарист Роберт Болт? Уже хотя бы тем, что им написаны также сценарии для таких картин, как «Лоуренс Аравийский» и «Миссия», о которой у нас речь впереди.
Несколько недель назад мы посмотрели «Бекета» — историю английского мученика XII века, главы Церкви, вступившего в конфликт с монархом и потерпевшего поражение.
Через четыре столетия в той же стране разыгралась новая трагедия с участием другого государственного деятеля, по странному стечению обстоятельств носившего то же имя, что и Томас Бекет. Речь о писателе, гуманисте, юристе Томасе Море.
Вознесенный на вершины власти, Томас Мор занимал должность лорда-канцлера Англии – он вынужден был оставить все привилегии из-за того, что не смог пойти на сделку с собственной совестью. Основой его конфликта с королем Генрихом VIII послужил отказ Мора признать развод монарха с Екатериной Арагонской, расторжение отношений с Римом и создание Англиканской Церкви. С точки зрения Мора как знатока канонического права, аннулировать этот брак мог только Папа Римский, но согласия Папы Генрих не получил.
В 1534 году (Русским государством в это время уже правит малолетний Великий князь Иоанн Васильевич) Парламент Англии принял «Акт о супрематии», окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римской.
Согласно этому документу, «единственным Верховным главой» Английской Церкви становился король. Спор о церковном имуществе и правах, начатый во времена Бекета, решился в пользу короны.
Кроме того, был принят также «Акт о престолонаследии», включавший в себя присягу, согласно которой присягнувший признавал законными детей Генриха VIII и Анны Болейн, а также отказывался чтить любую церковную или светскую власть, кроме власти Тюдоров.
Томас Мор отказался принести эту присягу, был осужден по обвинению в измене и казнен 6 июля 1535 года в Лондоне.
В обыденном сознании Томас Мор – автор известной книги «Утопия», которая ассоциируется у нас с чем-то «утопическим» – непрактичным, нерациональным.
С точки зрения логики выгоды, поступки Мора в отношении короля также лишены практичности. Он отказывается от искушений богатством и властью ради чистой совести.
Для современников же он был не просто высокообразованным человеком, но и величайшим нравственным авторитетом. Настолько чистым, что даже враги соглашались с этим фактом.
Вот мы становимся свидетелями спора Мора с кардиналом Уолси, лордом-канцлером Англии. Тот первым пытается убедить Мора принять сторону короля в вопросе о разводе. Показателен следующий диалог:
Мор: По-моему, если политики забывают о своей совести во имя государственных дел, то они быстро приведут страну к хаосу.
Уолси: Мы молимся, чтобы этого не допустить. А вам бы хотелось править страной с помощью молитв?
Мор: Думаю, да.
Вот беседа короля и уважаемого им лорда-канцлера Томаса Мора, которого он пока еще считает своим союзником и другом:
Мор: Зачем вашей милости моя поддержка?
Король: Потому что ты честен. Более того, ты славен своей честностью. Такие, как Норфолк, идут за мной, поскольку на мне корона. Для таких, как Кромвель, я тигр, а они шакалы. Массы идут за мной, поскольку им всё равно. А ты — это ты.
Увы, именно честность (помните честь Бекета?) Мора и становится камнем преткновения. Именно она не позволяет ему пойти на сделку с совестью.
В надежде, что закон защитит невиновного, Мор избирает путь молчания, отказываясь осуждать действия правителя. Но проблема в том, что он слишком знаменит, чтобы остаться в безопасности. Юрист, глубокий знаток законов, он с честью противостоит наветам, но гибнет от самого обыкновенного предательства.
Суд – место истины и правды – одна из самых важных аллегорий. Неправедность земного суда часто противостоит объективности суда совести. И за всяким судом земным стоит высший – Небесный Суд, который один и дает ему легитимность и право на существование.
Мор становится заложником системы тогда, когда она утрачивает объективность и начинает действовать в интересах того, в чьих руках сосредоточена верховная власть.
Картина «Человек на все времена», которую я предлагаю вам посмотреть, рисует путь, которым прошли многие христианские мученики, не желавшие смерти и не искавшие подвига.
Мы видим, как Мор пытается стать «простым смертным» – отказывается от должности, большого дома, множества слуг. Он готов жить в тишине, наслаждаясь семейным покоем, чтением и размышлениями. Но это ему неподвластно, так как «его молчание гремит по всей Европе».
Вопиющее, красноречивое молчание, говорящее больше любых слов.
Что останется у вас, если вы лишитесь работы и положения в обществе, семьи, любимых книг и развлечений?
Что вообще есть у человека в этом мире? Что является для него самым дорогим? Для Бекета – обретенная честь. Для Мора – любовь. «Любовь к Господу превыше всего. Это моя суть», – говорит он.
Это святой, который не искал мученичества. Следуя развитию его истории, мы следуем тому же пути, который прошли все те христианские мученики, которые отказывались уступить в малости: принести жертву, изменить букву, похулить имя, зная, что это для них невозможно. Потому что это предательство Того, Кого любишь превыше всего.
Легко наслаждаться дружбой, удачей, богатством. Томасу Мору приходится последовательно, шаг за шагом отказываться от всего. Сначала от титула, потом от положения, состояния, дружбы, семьи, свободы, книг и, наконец, самой жизни.
В рамках киноязыка интересно, как показано это движение вниз: пока Мор оскудевает, внешне теряя ухоженность и лоск вельможи, вверх «из грязи в князи» поднимается его антагонист – Ричард Рич, на обвинениях которого в итоге и был основан приговор Мору. На духовном уровне их пути, понятно, выглядят тоже диаметрально противоположными.
В завершении хочу процитировать еще один диалог из фильма. Последнюю беседу Мора с дочерью, состоявшуюся в тюрьме перед казнью. Домашние последний раз пытаются уговорить Мора сделать то, что спасет его жизнь. Вчитайтесь в эти слова, чтобы оценить их актуальность:
Маргарет: «Господу важнее наши мысли, а не слова». Так ты говорил.
Мор: Да.
Маргарет: Произнеси слова клятвы, а в душе думай иначе.
Мор: Клятва — это слова, обращенные к Богу. Человек, давший клятву, держит в руках свою душу, как пригоршню воды. Стоит раздвинуть пальцы, и он утратит надежду найти себя. Некоторые люди на такое не способны, и твой отец — один из них.
Маргарет: В любом другом государстве за свои заслуги ты получил бы самый высокий пост.
Мор: Так.
Маргарет: Не твоя вина, что у нас плохая страна.
Мор: Нет.
Маргарет: Ты решил стать героем, страдая за нее. Очень ловко.
Мор: Теперь смотри. Живя в истинно добродетельном государстве, мы непременно стали бы праведниками. Но пока мы видим, что алчность, гнев, гордыня и глупость превалируют над добродетелью, милосердием, скромностью, и разумом, мы должны противостоять этому, даже рискуя стать героями.
Маргарет: Но зачем? Разве ты мало сделал во славу Господню?
Мор: Ну, это вопрос не здравого смысла. Это, скорее, вопрос любви.
До новых встреч!
Читайте также:
- Честь Божия
- Святость на экране
- Месье Венсан: наперекор
- Глубина обыденных историй, или что делает фильм христианским?
- Две стороны кинохроники
- Борис Годунов как наш современник