Христианское средневековье знало чудесную традицию: каждый епископ считал своим долгом издавать свои тексты; так дошли до нас творения великих Святителей, их проповеди, беседы, толкования, и это вполне логично и естественно для служителя Слова — как же ещё достигнут конца вселенной глаголы их, если не через слово записанное (см. Пс 18:5)? Книга владыки Лонгина — это слово епископа, представленное читателю как отчёт труженика на архипастырском поприще. Хотя книга вышла совсем недавно, её уже активно читают как миряне, так и священнослужители, она довольно быстро стала популярным чтением и завоевала признательность читателя. И совершенно естественно ставится вопрос: почему не монография, не цельный трактат, а сборник разнородных писаний вызвал такой живой отклик у читательской аудитории?
Книга заявлена как сборник текстов, разделённый на две части: статьи и беседы и ответы на вопросы. Собственно говоря, имя Владыки хорошо известно христианскому читателю и в особенности читателю “Альфы и Омеги”, поскольку его публикации регулярно появляются в журнале начиная с 2006 года (часть из них вошла в рецензируемую книгу).
Итак, первая часть книги — это десять статей, ранее опубликованных в журналах “Альфа и Омега”, “Православие и современность” и “Фома”, пять бесед и одно слово, обращённое к воспитанникам Саратовской Духовной семинарии. Первый и самый большой текст этого раздела — “Беседа о современном монашестве”. Это знаменательная беседа: она состоялась в мае 2003 года, за несколько месяцев до епископской хиротонии владыки Лонгина. Не знаю, можно ли её назвать программной для дальнейшей деятельности Владыки, но она даёт живое представление об авторе и выявляет две самые важные для него заботы, тесно между собой связанные: монашество и пастырское служение. На перёкрестке этих двух забот и формируется весь сборник как единый текст. Надо сказать, что в наше время мало кто пишет о монашестве, не впадая при этом в ненужную экзальтацию или угрюмый пессимизм. А если определить одним словом тональность размышлений Владыки о монашестве, то этим словом будет утешение. Современные монахи не отягощены вниманием публицистов, тем более публицистов-епископов, которые сами прошли через все сложности иноческого делания. Владыка пишет из опыта, — не просто книжного опыта, а живого опыта инока-современника, братски сочувствующего своим со-труженикам и со-ревнителям. От монахов много требуют, много предъявляют претензий, и порой справедливых, но только сами иночествующие способны оценить с сердечной благодарностью тот дух утешения и понимания, которым пронизано слово Владыки. К отдельным проблемам монашества Владыка обращается и во второй части книги, касаясь некоторых частных вопросов, связанных с трудностями этого подвига.
Другие статьи и беседы первого раздела не такие объёмные, как первая, но любопытны прежде всего как опыт осмысления нашим современником, и притом облечённым в епископский сан, нынешних проблем церковной жизни, задач, которые перед ней стоят. О чём бы ни размышлял владыка Лонгин, его мысль в итоге приходит к проблемам духовной жизни, а это — уже не просто проблемы нашего времени, а универсальный элемент христианской жизни, проблемы на все времена. И проявить эти проблемы, сделать их решение доступным Владыке помогает, во-первых, то, что говорит он об этом из собственного опыта — и это сумеет почувствовать любой внимательный читатель, — во-вторых, автор излагает свои мысли хорошим русским языком, не упрощая, но и не усложняя свой текст модным богословским сленгом. Особенно хочется подчеркнуть корректность Владыки. Вот статья “Нам не надо оправдывать наших бабушек”, где Владыка полемизирует с отцом Андреем Кураевым. Мы уже привыкли, что спор — это когда много крови и всяких жутких обвинений; привычка, конечно, нехорошая, но что поделаешь, — культура диспута как-то незаметно исчезла. И вот Владыка с удивительной мудростью и тактом опровергает мнение отца Андрея о бабушках как церковных ведьмах. Мне очень нравится этот текст хотя бы потому, что редкий из современных авторов говорит о врожденном чувстве христианского благородства.
Жанр ответов на вопросы, который представлен во второй части книги, не очень почитаем в среде читателей-гурманов, но даже этих избалованных ценителей удивят тексты владыки Лонгина. Вообще ответов на вопросы публикуется довольно много, но здесь перед нами — компетентное слово епископа; подчеркну — компетентное, потому что Владыка демонстрирует и хорошую эрудицию, и уверенное владение вопросом, который разбирает, а современный читатель не избалован вниманием авторов-епископов к частным малозначащим проблемам. Опыт Владыки с очевидностью можно назвать успешным.
Нам известны в огромном множестве растиражированные ответы на вопросы верующих и сомневающихся различных священников и миссионеров, часто безымянных или под псевдонимом. Эти книги издавались огромными тиражами, пользовались большим успехом, но часто вместо чёткого и ясного объяснения вносили только смуту в души читателей. Бывает слово вроде как пуля со смещённым центром — попадает не туда, куда целился, и приносит большие разрушения. Слово Владыки чётко центровано: с нами говорит епископ, мы получаем ответы из компетентного источника. Спектр вопросов довольно широк: здесь и проблемы церковно-государственных отношений, Церковь и КГБ, секты, КПРФ, атеизм и теория заговора, ислам и бывший епископ Диомид, интернет и грех цареубийства, перевод Библии и катехизация. Наибольший интерес представляют вопросы из жизни: о силе древних канонов, о семье и детях, о старчестве и борьбе со страстями. Владыка отвечает чётко и ясно, не заигрывая с читателем и не подыгрывая ему. Порой Владыка позволяет себе ставить на место вопросителя, — это право и долг епископа, — но делается это опять же весьма тактично и даже изящно. Это живые ответы, часто приправленные щепоткой остроумия, имеют общую черту, действительно покоряющую любого читателя: уважение к собеседнику, — вот что притягивает к этой книге неподдельное внимание читателей всех возрастов и положений.
В одном из ответов Владыка излагает основной принцип пастырской и миссионерской деятельности: “…я считаю, что этому принципу должен следовать каждый священнослужитель. Спросили — ответь. Попросили помочь — помоги. Но если человек не открывает тебе свою душу, не надо пытаться в неё каким-то образом залезть. У меня есть большой опыт общения с людьми из власти, которые абсолютно искренне открывают своё сердце, искренне относятся ко всему, что связано с Церковью. И таких людей достаточно много” (С. 219–220).
Кому адресована эта книга и для кого она может представлять интерес? Для всех тех, к кому всегда обращается епископ — для мирян и священнослужителей. Замечу, что книга, миссионерская по характеру, сочетает в себе черты внутренней и внешней миссии, а потому будет интересна и для воцерковлённых читателей, и для тех, кто только интересуется Церковью.
И всё-таки самым очевидным и поистине покоряющим достоинством книги является уважение к читателю, которое чувствуется в каждой фразе, в каждом обороте — черта столь редкая даже в нашей церковной литературе, что способна ввергнуть читателя в благодарное удивление. К слову о благодарности. Если бы мне поставили задачей выделить из книги самый важный, принципиальный текст, я выбрал бы замечательные слова Владыки о благодарности как основе христианской веры: “Думаю, для того чтобы полюбить Бога, нужно всё-таки взрастить в себе чувство благодарности — за то, что я живу на свете, за всё, что Господь посылает мне в этой жизни. Благодарность — естественное чувство человека, который принял на себя труд осмыслить своё бытиё” (С. 284).
Мне кажется, каждый христианский автор мечтает написать книгу, на обложку которой уместно было бы поместить лик Спасителя. С обложки книги владыки Лонгина смотрит Христос — для такой книги это настолько естественно и логично, что ни у кого не возникнет вопрос об уместности здесь этого образа. А если у кого-то и возникнет, не буду вас переубеждать — просто прочтите книгу.