Ответ: Священное Писание не доносит до нас не только имя человека, к которому Христос отправил двоих Своих учеников готовить Пасху, но и название города, в который Христос послал их. Таким образом, делая первую попытку объяснить это, думаю, что под городом подразумевается материальный мир, а человек символизирует человеческий род в целом, к которому отправляются ученики Бога Слова. И предтечами, подготавливающими Его таинственную трапезу с человеческой природой, являются законы Ветхого и Нового Заветов. Первый очищает природу от всякой скверны посредством аскезы, в то время как второй закон с его посвящением в таинство возвышает человеческий ум от телесного к духовному.
Доказательством этому служит тот факт, что учениками, отправленными в город, были Петр и Иоанн. Петр является символом практики, а Иоанн – теории. Поэтому первым их встречает несущий кувшин с водой человек, символизирующий все тех, кто, минуя стадию практической философии, несет на своих плечах добродетель, храня, как в кувшине, после смерти своего земного тела, благодать Святого Духа, которая с помощью веры очищает человека от скверны.
После этого учеников встречает хозяин дома и показывает им горницу, где накрыт стол. Хозяин символизирует тех, кто, пройдя стадию теории (наблюдения), снабдили ткань своего чистого и высокого разума высшим знанием и догмами, как горницу, чтобы подобающе встретить великого Бога Слова.
И наконец, дом – это постоянное пребывание в благочестии, к которому направляется практический разум, трудящийся над добродетелью. Господином этого благочестия, которое стало его естественным жилищем, является разум, просвещающийся Божественным светом мистического знания. Вместе с практическим разумом он удостаивается нематериального присутствия и Вечери Спасителя-Слова.
Слово “человек” употребляется в евангельском тексте один раз, хотя речь идет о двух людях: о человеке, несущем кувшин с водой, и о человеке, названном хозяином дома. Слово “человек” употреблено один раз, поскольку оба они обладают общей человеческой природой. Впоследствии говорится о двух людях, и единая природа делится надвое: на практикующих добродетель и на теоретиков добродетели. Но Слово вновь духовно объединяет их, принимая и представляя их как единое целое.
Если же все вышесказанное постараться отобразить на отдельном человеке, на истину это не повлияет. Город – это человеческая душа, к которой, словно ученики Бога Слова, непрестанно обращаются проповеди добродетели и знания. Человек, несущий кувшин с водой, символизирует терпеливую работу разума, держащую высоко на плечах воздержанности и умеренности благодать веры, данную при Крещении. И дом – это состояние постоянного стяжания добродетелей, строящееся посредством различных многочисленных камней – непоколебимых чистых помышлений и нравов.
Горница олицетворяет простор и полноту мышления, познавательную силу разума, украшенного святым созерцанием таинственных и неизреченных догм. Хозяин здесь – разум, который широко открывается и украшается светлостью своего жилища – добродетели, красоты и духовного знания. Ради этого знания, поскольку к нему направляется Слово со своими учениками, олицетворяющими первые духовные понятия о природе и времени, разум и принимает участие в Вечери.
Пасха, поистине, являет собой приход Бога в человеческий разум. В этом пришествии Слово Божье таинственным образом дарует всем достойным полноту сознания и возможность приобщения к Своим благам.