Перед Рождеством принято о чудесах. Итак.
Впечатлил свежий фильм про человека-паука. Начало — тривиальное: герой балуется с волшебными спичками. А в результате оказывается перед выбором — доверится шайке монстров, которых затащило в наш мир, или обречь их на заслуженную гибель.
Со всех точек зрения куда разумнее и целесообразнее отправить их в небытие. Но человек-паук Питер Паркер слишком молод, чтобы отказать себе в привилегии быть как ребенок. Слишком доверчив, а потому беззащитен перед коварным и многоликим злом.
Он говорит: нет! Срывает отправку монструозной шайки на аннигиляцию в параллельные миры. Он надеется, что все они, когда-то бывшие людьми, вернут себе свой подлинный облик.
Он идет на риск. И вначале кажется, что риск оправдан. Кому-то удается помочь. Кто-то готов к переменам. Но свобода — штука опасная и непредсказуемая. И мы видим, как остальные возвращаются на круги своя, а самый омерзительный злыдень убивает любимую тетю Паркера. Собственно, она и вселила в него надежду спасти их всех.
А вот дальше происходит нечто невероятное. Из иных миров прибывают параллельные Паркеры; назовем их Вторым и Третьим. Прибывают — и делятся тем, что ожидает Первого, если он изменит своему выбору и пойдет путем мести, возмездия, справедливости и просто грубой силы.
И один из прибывших исповедуется в том, что даже если и удается покарать злодея, убив его в поединке, то это не приносит облегчения. Шлейф мести пожизненно волочится даже за самым справедливым палачом.
И вот эта троица начинает операцию по спасению разбежавшихся монстров. Генерирует целебные вакцины для каждого и отлавливает всех. По ходу пьесы мы узнаем, что эти монстры — никакие не монстры, а самые обычные несчастные люди, порабощенные страстями и зависимостями, технологиями и утопиями, наделавшие ошибок и погруженные в то самоубийственное отчаяние, исход из которого возможен только через покаяние.
Кульминация фильма — эпизод, в котором Второй Паркер закрывает собой главного монстра от разящего удара Первого. Монстр провоцирует Первого на слабо, убеждая его явить свое сверхчеловеческое супергеройство, разорвать душу убийством на куски (подобно Вольдеморту) и уподобиться силам зла. И Первый, кажется, уже готов перешагнуть заповедь «не убий». Но на его пути встает Второй Паркер.
Дело в том, что этот параллельный человек-паук в своей вселенной на подобную уловку клюнул, сам стал Раскольниковым, — и теперь делает все, чтобы, во-первых, удержать Первого от непоправимой ошибки, а во-вторых, исправить ее в том мире, где это пока еще возможно. И хотя монстр бьет своего спасителя кинжалом в спину, тот человек-паук, которого мы именуем Первым, отказывается от мести, выбирает удачный момент и всаживает очеловечивающую вакцину в плечо монстру.
И происходит преображение. Убийца плачет о содеянном и возвращается в мир людей. А затем вся эта история повторяется с каждым из монстров.
Казалось бы, счастливый конец (Второго Паркера подлатали), но вдруг выясняется, что для того, чтобы монстры более не прибывали в мир людей, все люди должны забыть о человеке-пауке. В том числе и друзья. В том числе и любимая.
И Первый Питер Паркер идет на такую жертву. Становится неузнанным и неузнаваемым. Смотрит на возлюбленную, которая стала чужой. Радуется за друзей, у которых все сложилось. И продолжает тайно спасать тех, кому нужна экстренная сверхпомощь от супергероя, пусть даже о нем ничего не известно.
Вполне христианский сказочный сюжет. Вполне христианская вселенная, в которой девочки — дамы, а мальчики — рыцари, дружба — это дружба, а милосердие, по точному слову диакона Андрея Кураева, выше справедливости. Свобода чревата рисками, но эти риски оправданны, ибо мера любви — это то, что любящий готов отдать ради любимого.
Комментировать спецэффекты, щупальца из «Матриц», вросшие в тело одного из монстров, и иные аспекты этой подростковой саги я не готов, ибо впервые посмотрел фильм про человека-паука и мне показалось, что он о другом.
И да, сама атмосфера этого фильма — чудесна, ибо нормальна, что необычно для нынешнего кинематографа.
С наступающим, берущим отсчет от Наступившего!