Достоинство — образ Бога
С христианской точки зрения, человек обладает достоинством совершенно превосходным. Преподобный Макарий Египетский говорит о том, что как бы ни был прекрасен и величественен весь этот мир, сотворенный Богом, но тем не менее ни в чем из этого видимого мира не благоволит Господь упокоеваться, а в маленьком человеческом сердце находит для Себя место упокоения. В тех, конечно, случаях, когда человек перестает противиться Богу и пускает Его в свое сердце.
Более того, апостол Павел говорит о бесплотных Небесных Силах, что они суть служебные духи, посылаемые для нашего спасения (см.: Евр. 1, 13–14), то есть человеческое достоинство превосходит и достоинство ангельское. И хотя это звучит несколько дерзновенно, Бог стал не Ангелом — Он стал Человеком и возвел человеческую природу к самой большой высоте, к которой только может подняться сотворенное существо. Мы созданы для того, чтобы стать богами по благодати. Можно ли говорить о том, что существует какое-то достоинство, более высокое, нежели это?
Таким образом, чувство собственного достоинства не противоречит христианскому благочестию. Однако сразу вслед за этим утверждением надо оговориться, что мы считаем правильным чувством собственного достоинства, а что — искаженным представлением о нем.
Если уязвляют мое самолюбие, как-то попирают мою гордыню, а я возмущаюсь, раздражаюсь и гневаюсь, это говорит о ложном понимании собственного достоинства. На самом деле то достоинство, которое Господь дал человеку при сотворении, — то есть образ Божий — никто никаким поступком или словом не способен уязвить или умалить. Ведь люди, нас окружающие, до нашего достоинства даже дотянуться не могут — они поражают что-то внешнее, в нас существующее, но ни в коем случае не нашу внутреннюю самую главную составляющую. И только лишь мы сами, высочайшим достоинством почтенные, можем себя этого дара лишить. Только лишь мы сами можем жить так, словно мы его не имеем. Так, возмущаясь, что кто-то думает и уж тем более говорит о нас хуже, нежели мы думаем о себе, мы при этом совершенно спокойно сами свое достоинство буквально втаптываем в грязь — в грязь своих грехов, в грязь своих страстей, в грязь каких-то низменных интересов.
А те обиды и досаждения, которые причиняют нам люди, или те обстоятельства, которые являются затруднительными, как раз наоборот — могут в нас образ и подобие Божие выявить. Как? Через готовность отнестись к этому и благодушно, и с благодарностью — то есть через смирение. Осознание, что ты живешь в несоответствии тому высочайшему положению, в которое человека Господь по дару сотворения поставил; мысль, что ты сам в себе свое достоинство попираешь, не должна давать гордиться. Человек создан для того, чтобы царствовать, а вместо этого, как какой-то беспутный сын из евангельской притчи о блудном сыне, всё расточив, потеряв, питается пищей свиней и никак не может вернуться к дому отеческому.
Рассуждая об отношении к собственному достоинству, логично говорить и об отношении к достоинству другого человека, которое в нем точно так же обретается, как и в нас, потому что и его сотворил Господь, и в нем тоже образ и подобие Божие присутствуют, и ради этого человека Господь распялся, любя его. Вот тут-то как раз мы можем воздать дань сокровенному в человеке достоинству в полной мере. Но это тоже очень трудно дается.
Смирение — не обесценивание личности
Вспоминая известный рекламный слоган «Ты этого достойна» многие задаются вопросом: позволительно ли христианину желать каких-то земных благ, земного комфорта, счастья? На мой взгляд, этот вопрос не совсем корректен. Ведь для человека стремление к благобытию совершенно естественно, потому что он при сотворении был помещен в замечательные условия существования — и с некой внешней точки зрения, и с точки зрения того, что он был действительно поставлен царем над всем видимым миром. Поэтому, конечно, человек желает хотя бы в какой-то степени к этому состоянию и к этим условиям вернуться.
Но такое желание не должно приобретать страстный, болезненный характер. Мы можем стремиться к благобытию, к хорошему положению в жизни, но ни в коем случае не как к главной цели. Это вещи лишь сопутствующие нашей жизни. На первом месте должно быть все-таки стремление быть с Богом. А слова Христа о том, что прежде всего необходимо искать Царствия Божия, а все остальное приложится, — это не только указание на то, чего нужно искать в первую очередь, но и на то, при каком условии все остальное может приложиться. При этом под «всем остальным» нужно понимать не то, чего хотим мы, а то, что нам на самом деле нужно.
Безусловно, человек не должен пребывать в состоянии униженном, забитом: смирение и обесценивание человеческой личности — это все-таки очень разные вещи, они не равнозначны. Более того, неверно воспринимать себя как какое-то недоразумение или неудачу, в том числе и неудачу Творца, всегда нужно помнить, кто ты есть и насколько ты дорог и важен для Бога. Но в то же время как-то бунтовать и возмущаться по поводу того, что условия жизни не таковы, каких хотелось бы, не стоит. И не надо видеть именно в этом какую-либо удачу или неудачу в своей жизни.
Когда-то преподобный Амвросий Оптинский сказал кому-то из братии, кто ждал пострига и рукоположения, замечательные слова: «Поверьте мне, и постричь вас могут, и рукоположить, и кем угодно вас могут сделать, только хорошим человеком вас никто никогда не сделает». Вот стать хорошим человеком каждый из нас может. В этом и заключается самая главная самореализация. И более того, когда ты становишься хорошим человеком, ты становишься, как это ни странно, счастливым, невзирая на внешние обстоятельства. И тебя тогда не гнетет, что у кого-то что-то есть, а у тебя нет, что кто-то преуспевает на работе и движется по карьерной лестнице, а ты не движешься.
Да, мне, вероятно, возразят: человека, долгое время находящегося в плохих бытовых и социальных условиях, может, как говорится, заесть среда, и при этом не обозлиться и не ожесточиться очень сложно. Но на самом деле это лишь на первый взгляд кажется непреложной истиной. Человека гораздо скорее может испортить не трудная, а благополучная жизнь, в которой он не имеет никаких лишений и не сталкивается ни с какими испытаниями. Есть масса подобных примеров. А какие-то тяжелые жизненные обстоятельства в большей степени способствуют тому, что вырабатывается характер по-настоящему сильный и независимый. Жизнь вообще — это очень непростое дело, это сложнейший и интереснейший творческий процесс. Если мы проживаем ее просто так или стремимся хорошо жить, но терпим неудачу в материальном или в каком-то ином плане — тогда нас среда заедает, уродует, калечит, сгибает под себя, тогда мы начинаем чувствовать себя какими-то ходячими недоразумениями. Если же наша цель — измениться и стать людьми Божиими, если мы к этой цели движемся, то жизненные испытания и нестроения нам только помогают.
Взирая на тот мир, описанный в Евангелии, который окружал Христа Спасителя и Его учеников, мы видим, что он — такой же, как мир современный. В нем те же самые ценности в кавычках, в нем те же самые представления о том, что важно, то же стремление к власти, к богатству, к почестям. Господь же дает нам закон жизни, который переворачивает все эти представления, потому что Он говорит о том, что самое ценное заключается в сердце человека: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21), и призывает искать именно его, указывая на него как на источник счастья. А еще Христос повелевает желающему быть первым — стать последним, а желающему возвыситься — себя уничижить. То есть появляется некая совершенно обратная логика. И человек, который об этом рассуждает теоретически, не может этого постигнуть, а тот, кто встает на данный путь, понимает, о чем говорит Господь.
Научиться у Учителя
Как воспитать в себе правильное чувство собственного достоинства? Думаю, нет более действенного средства, чем постоянное взирание на образ Христа и стремление учиться у Него жить так, чтобы сделать свою жизнь не только лишь человеческой, земной, но и небесной, Божественной.
Безусловно, гордыня может находить для себя основание в чем угодно — даже в призвании быть учеником Христа. Но все-таки, помимо страстей, у человека еще есть разум, который подскажет, как, ощущая себя учеником Христовым, не возгордиться, а наоборот, паче и паче смиряться. Ведь будучи учениками, мы объективно не то что не исполняем всё, повеленное нам, а не делаем практически ничего. Поэтому оснований для гордости здесь нет никаких, и любой разумный человек это понимает. Кстати, разумность — это тоже одно из проявлений человеческого достоинства.