Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича) в трех книгах, выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести данное издание можно в магазине «Сретение».
Человеку, который сокрушается о том, что не верует в Бога
Какой грех ты совершил, что случилась с тобой эта беда из бед, что пресек ты связь с Источником жизни и Подателем разума, что отрекся от Того, вечное бытие Которого очевиднее нашего мгновенного бытия, и наше существование только Им оправдывается?
Бог не скрывается от человека. Грешный человек скрывается от Бога, скрывается и прячется, пока совсем не потеряет Его из вида. Как написано о прародителях, что, когда согрешили, скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. Как тогда, так и теперь. Как только совершит человек тяжкий грех, он прячется от Бога за спину природы. И теряется среди тварей, среди камней, деревьев и животных, как бы среди мнимых родственников, тонет в тени природы. И как говорится о затмении солнца, когда луна заслоняет этого светлого царя природы, так можно говорить о “затмении Бога” – Солнца Правды – для тех, кто природой заслоняется от очей Творца природы.
Но это только наши человеческие слова, ибо затмение солнца означает не то, что солнце потеряло свет, а лишь то, что свет скрыт от наших глаз. Так же и “затмение Бога” не значит, что Бог пропал и Его нет больше, но то, что между Богом и человеком встало нечто и закрыло собой Бога от его разума. Это нечто есть грех человеческий.
Не виновата природа, если обожествляет ее безбожник. Вся она противится отрицанию Бога и своим обожателям. Вся природа, от необъятного солнца до мельчайшего атома, единогласно и гармонично свидетельствует о бытии и действии своего Творца. Древние египтяне, например, обожествляли всю тварь, а более всех черного быка, которого называли Апис. Согласно одной легенде, пришел некий фараон, чтобы принести жертву Апису. Когда он поклонился так называемому богу, бык поддел его на рога и отбросил далеко от себя. “Сейчас вижу, что ты не Бог, а бык!” – в гневе воскликнул фараон. На это Апис ему ответил: “Это я и хотел тебе показать! Отныне кланяйся Тому, Кто создал тебя и меня!”.
Ты говоришь: “Трудно уверовать, пока не увидишь!”. Но чем видеть желаешь: оком или духом? Если оком телесным, тогда Тот, Который больше вселенной, должен умалиться, чтобы поместиться в ограниченном поле твоего зрения. Видишь ли ты свой разум глазами? Между тем рассердился бы, если бы кто-то сказал тебе, что не поверит в твой разум, пока глазами не увидит. Если же духом желаешь видеть Бога, тогда можешь увидеть Его, ибо дух человеческий пространнее вселенной и Бог есть дух… Но дух твой должен быть чист, ибо только чистым обещано зреть Бога .
Беги скорее из той тьмы, которая, как паук, опутала твою душу. После грехопадения Адам бежал от Бога. Но милостивый Творец не бежал от творения Своего, а приблизился и позвал: Адам, где ты? И тебя Он зовет, разве не слышишь: “Благое, где ты?”. Обрати лицо свое к Свету, сын Света, ибо Отец Света с пламенной любовью зовет тебя.
Слушай и знай: никто в роде и народе твоем не прославился, кроме тех, кто Бога прославил.
Милость тебе и здравия от Господа!
Начинающему в вере, о возвращении к вере
Словно странник, возвращающийся домой из далеких чужих стран, возвращаетесь Вы сейчас из ледяных пределов неверия к теплому очагу веры наших отцов и дедов. Трудности, с которыми Вы при этом сталкиваетесь, хорошо известны Церкви. Ибо Церковь имеет большой опыт в том, что бывает с людьми, когда они отпадают от веры и когда снова возвращаются к ней. В первом случае бесы гонят их все дальше, а во втором заступают им путь назад, используя все свои козни. Так и с Вами: то бросают Вас в отчаяние, то прельщают соблазнами плотского пути, по которому Вы катились в пропасть, то подталкивают Ваших бывших спутников высмеивать Вас, то напоминают Вам об известных безбожниках, которые “пользуются уважением” у людей.
Вы должны бороться с невидимыми врагами. Вы их непременно победите, если не потеряете из вида лик Христа, своего величайшего Благодетеля. Он один был единственно совершенным Человеком, Который жил на земле, с тех пор как на земле появились люди. Грядите к Нему, молитесь Ему, подражайте Ему. Смотрите на Него, как рождается Он в пещере ради Вас. Смотрите, как трудится и умаляется ради Вас. Смотрите, как исцеляет телесные болезни – символ Ваших духовных болезней. Смотрите на Него, на Кресте распятого – за Вас. Смотрите, как Он в славе небесной смотрит на Вас, Он, воскресший и вознесенный. Всюду встречайтесь с Его взглядом, и очистительный стыд овладеет Вашей душой, стыд за то, что были так далеко от Него и против Него. Крикните бесам, лгавшим и прельщавшим Вас: а вы что сделали для меня?
Говорите, что наслаждаетесь чтением Священного Писания и что все остальные книги стали скучны и отвратительны, Вы не можете брать их в руки. Так обычно бывает с духовно изголодавшимися людьми: они не могут насытиться словом Божиим после болезненного поглощения человеческих слов. Но, говорите, Вам пока не дается молитва. Придет и она, не сомневайтесь.
Когда разгорится в сердце любовь к Любящему Вас, Вы начнете жадно искать любого общения с Ним. А сейчас упражняйтесь в краткой молитве, скажем: “Святый Боже”, “Пресвятая Троице”, “Отче наш” или “Богородице Дево”. Повторяйте эту молитву пятикратно в течение дня, сделайте это правилом и, хотите или не хотите, не отступайте от него. Ибо чтение Священного Писания дает свет, а молитва – тепло. Присоедините к ним милостыню, пусть небольшую, пусть не для многих. Милостыня, вместе со светом Писания и теплом молитвы, действует на душу, как духовная влага, и душа начинает возрастать, расширяться, углубляться и приносить добрые плоды. Так вернется Ваша душа в духовно здоровое, нормальное состояние и будет как древо доброе. А всякое доброе древо приносит, по словам Непогрешимого, плоды добрые.
Мир Вам и радость от Христа Бога!
Перевод с сербского Светланы Луганской
Читайте также: Труды сербского Златоуста