Чем грозит закрытие госпрограммы по борьбе с раком?
Комментарии в региональных СМИ были скорее равнодушными. Главный онколог Санкт-Петербурга Георгий Манихас в ответ на вопрос, скажется ли на городской онкологической службе закрытие федеральной программы, ответил: «К сожалению, нет. «К сожалению» — потому что за пять лет мы всего один раз — в 2013 году получили финансирование в рамках этой программы в объеме полмиллиарда рублей».Главный врач Воронежского областного клинического онкологического диспансера Иван Мошуров отметил, что области не хватает площадей и коек для больных, и больше нужен новый диспансер, хотя и отмечает, что закупленная по программе техника была необходима.
Комментарии Минздрава разных лет изобилуют цифрами и показателями, которые сложно понять. Так, в 2011 году Татьяна Голикова сказала, что реализация программы позволила снизить темпы роста показателя смертности от онкологии в 2,5 раза. А вот в 2008 году Минздрав предполагал за 5 лет снизить смертность от онкологических заболеваний в России на 4%. Правда, в 2014 году они же говорят про снижение всего на 1%. Разные системы измерения, разные цифры, как тут понять?
Что надо знать о закрытии госпрограммы:
1. Как нам сообщили в пресс-службе Минздрава РФ, никакой единой «госпрограммы по борьбе с онкологией» не существовало никогда, несмотря на то, что в СМИ такое выражение встречалось часто. Национальная онкологическая программа – это обобщенное понятие, включающее ряд государственных программ, как федеральных, так и региональных. Часть из них действительно завершилась, в том числе, программа по оснащению медицинских учреждений техникой нового поколения для диагностики и лечения онкозаболеваний.
2. Ни в одну из них не входило обеспечение больных онкологическими заболеваниями медицинской помощью или лекарственными средствами. Все они были направлены на «повышение уровня оснащенности медицинских организаций, оказывающих онкологическую помощь».
3. Эти программы относились только к взрослой онкологии.
Что делать, если права пациентов всё же будут нарушены?
Президент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский считает, что мотивировки закрытия программы были приведены довольно странные.
Минздрав сам говорит о том, что что-то не учли. Надо понимать, что если качественная медицинская помощь онкологическим больным не будет доступна после закрытия программы, то мы получим поражение людей в правах. А это нарушение конституционных норм права. Право на медицинскую помощь закреплено в Основном Законе РФ. Сразу возникнет вопрос: кто в этом виноват? Наверно, тот, кто принимает решение о завершении программы. Как только люди столкнутся с неоказанием помощи, сразу же пойдут иски в прокуратуру. В Министерстве это должны понимать.
Цифры:
Как сообщили в Минздраве РФ, за период реализации программ завершено строительство 101 медицинского учреждения, отремонтировано больше 4 тысяч медицинских учреждений, закуплено и уставлено более 389 тыс. единиц оборудования, в том числе более 700 магнитно-резонансных и компьютерных томографов, более 6,5 тысяч единиц рентгеновской и ангиографической аппаратуры. Благодаря этим программам в 2013 году фондооснащенность государственных медицинских организаций в регионах страны повысилась в 2,5 раза по сравнению с 2011 годом.
С 2009 года в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» реализуется комплекс мероприятий, направленный на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями. За пять лет в них приняло участие 72 региона. На их реализацию было выделено около 35 млрд. рублей из федерального бюджета и 12,6 млрд. рублей из региональных.
Подготовила Ирина Кислина