— Может ли ДТП с самокатом закончиться тяжелыми повреждениями внутренних органов?
— Самокат — это всего лишь средство передвижения, которое само по себе не несет опасности для окружающих. Ответственность за травмы — свои или других людей — лежит в первую очередь на том, кто этим самокатом управляет. Это важно понимать. Ведь странно перекладывать ответственность на кого-то, если человек летит на этом самокате с большой скоростью, без защитных средств и может не успеть адекватно среагировать на какие-то внешние обстоятельства.
В основном случаются ушибы, ссадины, при неудачном стечении обстоятельств — более серьезные травмы. Соответственно, чем выше скорость, тем сильнее повреждения.
— Травмы позвоночника могут быть?
— По законам физики энергия удара возрастает с нарастанием скорости не линейно, а в квадрате. То есть чем быстрее едет человек, тем у него более серьезные травмы возникают в случае падения или столкновения.
— С какими самыми тяжелыми травмами, связанными с самокатами, вы и ваши коллеги сталкивались?
— Я как травматолог сталкиваюсь в основном с повреждениями опорно-двигательного аппарата. Это переломы, сочетанные травмы, когда повреждаются разные системы. Порой требуются даже хирургические вмешательства — от наложения швов до серьезных операций.
— Люди получают травмы из-за того, что ведут самокат в состоянии опьянения?
— К сожалению, иногда приходится сталкиваться и с такими ситуациями. Люди с легкостью идут на такого вида нарушения, зная, что им за это ничего не будет. На сегодняшний день пока отсутствует четкое законодательное регулирование. В том числе поэтому становятся возможными такие ситуации.
Если человек в пьяном виде управляет любым транспортным средством — это всегда повышенный риск, причем не только для него самого, но и для окружающих.
— Сколько процентов защиты дает шлем? Можно ли вообще на него полагаться?
— Я не знаю о проведении серьезных исследований по степени защитной экипировки у владельцев электросамокатов. Если провести корреляцию с велосипедистами, в 1989 году был отчет в медицинском журнале The New England Journal of Medicine об исследовании шлемов велосипедистов.
В нем говорится: шлем на 85% снижает риск получения просто травмы головы и на 85–89% — получения тяжелой черепно-мозговой травмы. Это серьезные аргументы.
— Какие вы могли бы дать советы по технике безопасности тем, кто катается на самокатах?
— Самое главное — подходить ответственно к тому, что ты делаешь. Электросамокат — это всего лишь удобное средство передвижения, как обычный самокат, велосипед и прочее. Нужно четко понимать, что своими действиями ты можешь принести угрозу себе или окружающим людям. Соответственно, быть более внимательным и стараться не ездить там, где есть пешеходы, гуляют маленькие дети, действия которых непредсказуемы.
По личной безопасности все-таки рекомендую надевать средства защиты — шлем и экипировку, предохраняющую хотя бы крупные коленные и локтевые суставы. Очень мало людей, катаясь на электросамокатах, надевают средства индивидуальной защиты.
— А как может защитить себя пешеход?
— Важно помнить, что электросамокатчик может появиться везде — и на проезжей части, и на пешеходном тротуаре, и на дорожных переходах. Пешеходам следует внимательно следить за обстановкой. Лучше пропустить, чем получить травму и затем лечиться.
— В каком случае вызывать скорую помощь, если человек упал с самоката? Или его сбил самокат?
— Если есть подозрение на перелом, сотрясение головного мозга, если человек понимает, что у него есть какие-то травмы, с которыми он не может сам справиться.