Но страсть, именуемая себялюбием, является искажением этой добродетели. Страсть себялюбия есть страстная любовь к своему эго, к падшему «я», отвергнувшему Бога и обращенного исключительно к материальному миру, то есть живущему лишь земной, плотской жизнью вместо жизни духовной. Именно из-за этого любовь к себе — это, в первую очередь, любовь (или страсть) к своему телу и плотским удовольствиям.
Себялюбивый человек постоянно ищет чувственных, телесных удовольствий. Но именно они определяют скорость грехопадения. Ведь чем глубже человек погружается в удовольствия, тем быстрее он забывает о Боге. Так что себялюбие – это еще и отчуждение от Бога. Получается замкнутый круг: незнание Бога усиливает любовь к своему «я», а любовь эта отдаляет от Бога еще на большее расстояние.
Почему же мы часто принимаем страсть себялюбия за разумную, добродетельную любовь к себе, о которой шла речь выше? Дело в том, что, будучи христианином по своему существу (ведь все мы существуем в Боге), человек, впадая в страсть себялюбия, то есть отделяя себя от Бога, не может отличить это чувство от добродетели. Ему кажется, что он любит себя так, как и должно это делать согласно заповеди. Однако получается неожиданный результат, о котором говорит Феофилакт Болгарский: себялюбивый человек, сосредоточенный исключительно на себе, на самом деле не любит не только других людей, но даже и самого себя. Более того: он себя ненавидит. Ведь, отвергая Бога любовью исключительно к своему «я», мы отвергаем по сути и себя — как образ Божий, — совершая тем самым духовное самоубийство.
Человек, страдающий себялюбием, перестает упражняться в добродетели, которая помогала бы ему жить с Богом, и открывает путь всем страстям, нанося непоправимый вред своей душе и телу.
Смущение, раздвоение, всяческие страдания — все это сопровождает тех, кто болен себялюбием.
Себялюбивый ненавидит Бога и ближних. При чем тут ближние? Дело в том, что, любя Бога и себя в Боге, мы непременно возлюбим и ближнего — как самих себя. Ведь наш ближний, как и мы, несет в себе образ Божий, является чадом Божиим, богом — по той благодати, что дает Господь. И каждый из нас друг другу — брат и ближний, потому что в лице твоем я могу увидеть Бога и одновременно самого себя, так как все мы являемся частью единой человеческой природы.
Но страсть себялюбия лишает человека этой связи. Он не видит в ближнем того, что является смыслом нашего бытия и существования, и прерывает духовное сообщение. Именно так между людьми развиваются поверхностные, неглубокие отношения, в основе которых — безразличие друг к другу, пренебрежение, бесчувствие и нежелание искреннего, подлинного общения. Для себялюбца не существует ближних, нет братьев и сестер — тех, кто, как и он сам, являются детьми Бога Отца и причастны в Боге одной природе. Напротив: ближний становится для него противником и врагом.
Себялюбец ищет прежде всего возможности самоутвердиться. Для него представляют ценность лишь собственные интересы, а об интересах и благе других людей он даже не думает. Ближний для него становится средством получения различных благ, и таким образом он начинает относиться к другому человеку как к вещи — механизму или инструменту.
В то же время ближний для себялюбца — конкурент, потому что своими успехами он способен затмить его «я» и тем самым лишить каких-то благ и наслаждений. Поэтому себялюбивый человек со временем становится агрессивным.
Там, где есть любовь Божия, «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11), «нет ни мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). А там, где властвует себялюбие, — противостояние, противоборство, зависть, распри, вражда, споры, агрессия, неправда, жестокость, войны и смертоубийства.
Себялюбие — это болезнь. Болезнь по своим последствиям и природе. Именно поэтому святые отцы называют таких людей безумцами, лишенными рассудка.
В себялюбии нет места рассуждению. Это состояние абсурда.
Как пишет современный православный философ Жан-Клод Ларше, «болезненные последствия себялюбия происходят по той причине, что себялюбие само по себе — болезнь, выражающаяся в противоестественном выражении абсолютно естественной человеческой наклонности — добродетельной любви к своему “я”, непременно связанной с любовью к Богу и ближнему».