«Какой должна быть правильная реакция на кощунственные действия? Следует ли устрожить законодательство в отношении подобных хулиганских выходок или правильнее обращать на них поменьше внимания?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского патриархата:
Общество должно защищаться от провокаций, которые разделяют людей.
Общество, которое с этим не борется, фактически совершает самоубийство.
Как священник я смотрю на это не с политической или правовой точки зрения, но с духовной. И в этом случае мне совершенно ясно, что эти дамы давно уже наказаны, точнее, сами себя наказали. Потому что, кого Господь захочет наказать, лишает разума. Здесь именно такой случай.
Но меня поражает реакция некоторых представителей нашего общества. Дело доходит до одобрения, благодарности и даже восторгов по поводу этой выходки. Вот что ужасно. Особенно ярко это выражено на сайтах феминистской направленности.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая Чудотворца в Пыжах:
Как можно не обращать внимания на оскорбление святынь!? Это все равно, что поругание родной матери или дочери.
Я думаю, что ужесточение законодательства было бы желательным. За эту акцию, очевидно, надо отвечать по 282-й статье. И это должна быть достаточно суровая статья. Но иначе и быть не может. Символический штраф — это не наказание.
Страна и так в состоянии нравственной деградации. Повсюду пропагандируется аморализм и вседозволенность. И вот дело доходит уже до намеренного кощунства и оскорбления чувств верующих.
А протодиакон А. Кураев в очередной раз выступает с каким-то экстравагантным, чтобы не сказать хулиганским, заявлением, вызывающим возмущение большинства верующих.
Протоиерей Димитрий Струев, руководитель молодежного отдела Липецкой и Елецкой епархии и молодежного Центра «Экклезиаст», настоятель храма иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», старший преподаватель кафедры истории и теории культуры ЛГПУ:
Если бороться с подобными явлениями полицейскими методами, получится замкнутый круг.
Кощунство — понятие религиозное. Мероприятие 21 февраля в храме Христа Спасителя носило характер политический, поэтому ставить вопрос имеет смысл о реакции общества на тот, выражаясь современным языком, «мессидж», который организаторы в него заложили.
Наверно, доподлинно мы никогда не узнаем, было ли это проявление реакции определенной части общества на сплочение нашего священноначалия с государством, или, напротив, спланированная кем-то провокация с целью настроить православных граждан страны против мифических «врагов России»?
По большому счету, ответ на этот вопрос не так уж важен, поскольку и без него ясно главное: жить в государстве и никак не соприкасаться с государственной властью Церковь не может, как и любая другая организация. Разумеется, мы заинтересованы в сотрудничестве, и ссориться с властью мало кому хочется. При этом Церковь по сути своей должна быть абсолютно аполитичной.
Когда политическая ситуация в обществе становится непростой, у веры и политики появляется больше точек соприкосновения, чем хотелось бы. Побочный эффект — волны политических бурлений достигают амвона, что и произошло в храме Христа Спасителя. Да, выглядит это как кощунство — впрочем, как и любое слишком тесное сопряжение веры и политики.
Тем, кто «не хочет жить в государстве, где такие выходки возможны», хорошо бы более тщательно заботиться о разделении христианства и политики, тогда и не будет «выходок». А при желании, как гласит благочестивая поговорка, «и рыбку съесть, и пост соблюсти», нам придется терпеть пляски на амвоне — куда деваться…
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при университете им. Герцена в г. Санкт-Петербурге:
Если терпеть подобные выходки, они могут зайти слишком далеко.
Во-первых, кощунство – это грех, и возмутительным он является с точки зрения не только религиозной морали, но и общественной: государственные законы предусматривают соответствующие наказания.
В данной ситуации я согласен с протоиереем Всеволодом Чаплиным, который является официальным представителем Церкви, поскольку возглавляет отдел по взаимодействию Церкви и общества. А протодиакон Андрей Кураев – миссионер, который выдает не официальное мнение Церкви, а выражает свое собственное.
Разумеется, произошедшее в храме Христа Спасителя – это крайне возмутительно. Не уверен, что это показало необходимость устрожить закон, но реакция Церкви должна быть обязательно: повторяться такие выходки не должны. Здесь же явно заранее спланированное бесчиние. Если о таком умолчать, то в следующий раз в храме стриптиз устроят. Конечно, мы должны бороться с этим!
Представьте, чтобы нечто подобное устроили в мечети г.Грозного, каким бы был резонанс? А происшедшее возмущает не только верующих, но и просто даже культурных людей. Мы должны быть бдительными и трезвыми в отношении такой тонкой материи, как взаимоотношение Церкви и общества.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов):
Надругательство над верой в нашей стране должно стать поводом для серьезного пересмотра подхода к воспитанию подрастающего поколения.
Нельзя делать вид, что ничего не происходит, — но не надо и карать этих скудоумных девушек: не они же являются идеологами антиправославного движения в стране. В этом проявлении неуважения к Православной Церкви виноваты вовсе не исполнители, а те руководители образования и культуры, которые своей деятельностью лишают молодежь духовных ориентиров и чувства благоговения.
Поэтому подобные случае не должны замалчиваться, поскольку они, как и участившиеся случаи детского суицида, должны побудить наше руководство перейти от слов о национальной идее и русской духовности к делу — то есть сформулировать нашу нравственную и духовную позицию в Отечестве. Кощунственные выходки стали возможными благодаря тому, что духовные приоритеты у нас в стране до сих пор не расставлены, несмотря на 20 лет свободы от коммунистической богоборческой идеологии.
А системе образования необходимо установить не менее важным критерием, чем качество образования, еще и качество воспитательное, нравственной, духовное – и все это должно сообщаться учащимся в течение всего периода образования, от детского сада до университета.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак:
Представить себе подобную хулиганскую выходку в мечети или в синагоге просто невозможно. По крайней мере, резонанс от подобного события в обществе был бы на порядок выше. А сейчас дело возбудили только тогда, когда общество действительно возмутилось.
Произошло надругательство над важнейшей святыней не только Москвы, но и России, и никак не реагировать на это было бы в высшей степени странно. Мы живем в либеральном демократическом обществе, в котором должны уважаться религиозные убеждения людей, тем более составляющих большинство населения. Не говорю уже о том, что за оскорбление чувств верующих нужно отвечать по закону, по конституции. В правовом государстве подобные вещи недопустимы.
Странно, что у некоторых эта выходка встретила даже одобрение. Как бы отрицательно некоторые люди ни относились к Церкви, их позиция должна все-таки выражаться корректно, в рамках закона, в форме дискуссий, наконец, но не в форме явного оскорбления. А подобные выходки могут только подхлестнуть религиозный экстремизм и фанатизм.
И противники, и защитники этой выходки будут выступать сейчас очень активно, скорее, даже агрессивно. А такого рода ситуации как раз и провоцируют проявления религиозного фанатизма и экстремизма, с которыми наше государство пытается как-то бороться. А это плохо и с точки зрения Церкви, и с точки зрения государства, да и вообще с какой угодно. Так что государство должно, безусловно, предпринять какие-то меры, чтобы подобные ситуации не возникали.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове:
Отнестись к этой ситуации нужно с мудростью и молитвой.
Государство, безусловно, должно защищать религиозные институты и не допускать оскорбления чувств верующих. Должны быть определенные законы и правила, ограничивающие действия людей, находящихся в состоянии одержимости темной силой. Нужны какие-то меры, чтобы от непотребства воздерживались хотя бы из страха перед наказанием. Иначе, как писал Паисий Святогорец, зло обнаглеет окончательно.
Но апостол Павел призывает ненавидеть грех, но не грешника. Об этом нам нельзя забывать. Ведь совершившие такое – это, в первую очередь, несчастные больные люди. Хуже они сделали только себе- ведь Бог поругаем не бывает. Но страшно представить, в каком состоянии души этих людей, если они пошли на такое и на самом деле не понимают, что они сделали. За них, конечно, надо помолиться, попытаться помочь им прийти в себя. Может быть, это шанс побороться за человеческую душу. Так что здесь нужно, конечно, говорить не только об административных мерах воздействия.
Понятно, что в преддверии Поста Господь испытывает и нашу веру, и нашу способность проявить человеколюбие и в отношении заблудших душ.