Чем специализированное высшее образование отличается от магистратуры?
Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
В России прошла реформа высшего образования: в шести вузах — участниках пилотного проекта — бакалавриат и специалитет объединили в один уровень высшего образования, а магистратуру сделали частью специализированного высшего образования. О его особенностях мы поговорили с Рушаном Саберовым, директором департамента организации образовательной деятельности Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Вопрос. Чем специализированное высшее образование отличается от магистратуры? Какие у него достоинства и недостатки? Как влияет на последующие возможности трудоустройства?

Рушан Саберов

Ответ. В 2023 году шесть вузов в России вошли в состав пилотного проекта по модернизации уровней высшего образования. Проект длится с 2023 по 2025 год. Балтийский федеральный университет — один из его участников. 

Проектом предусмотрено три уровня образования:

  • базовое высшее, куда входят бывшие бакалавриат и специалитет;
  • специализированное высшее, которое включает магистратуру, ординатуру и программы ассистентуры-стажировки;
  • профессиональное — новый уровень образования, к которому относится аспирантура.

Также есть новая система уровней квалификации. Она отличается от той, что была раньше — «бакалавр», «магистр».

Первое отличие от прежней модели магистратуры — это срок обучения. В рамках пилотного проекта мы можем организовывать специализированное высшее образование со сроком обучения от 1 до 3 лет. Ранее был фиксированный срок 2 года. Каждый из вузов — участников пилотного проекта выбрал для себя оптимальную модель. Кто-то заявил к набору годовые магистратуры. У нас, например, есть такой опыт. 

Второе отличие — в качестве образовательного результата выпускник не просто «магистр» по направлению подготовки. Мы фиксируем четкую квалификацию, которая приближена к профессиональным стандартам и, главное, требованиям рынка труда. Например, «химик-аналитик».

В рамках пилотного проекта мы пытаемся ответить для себя на вопрос — есть ли внутренняя типологизация магистратур. Например, прикладные и академические. 

Сейчас мы предварительно решили, что можно выделить исследовательские магистратуры и прикладные магистратуры.

Получается, главное отличие от прежней системы — это сроки возможной реализации: 1, 2 или 3 года. И другие требования к квалификации, которые прописаны в дипломе по окончанию специализированного высшего образования. Последнее значительно влияет на обновление образовательного результата и технологии его достижения.

Для тех людей, которых интересует смена специализации, подойдет двухгодовая магистратура или исследовательский трек в аспирантуру. Если абитуриенту нужно углубление специализации на базе предшествующего уровня образования, тогда скорее подойдет годовая магистратура. В этом случае срок получения образования для человека сокращается. В совокупности такие подходы обеспечивают для человека более гибкий жизненно-образовательный маршрут движения.

Новая система дает более гибкие варианты для уже работающих людей и для выпускников университета. Хотел бы подчеркнуть, что это предварительный результат, не все вузы участвуют в пилотном проекте и дискуссии продолжаются.

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

    Поскольку вы здесь...
    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
    Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
    Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.