Что общего между выборами коптского патриарха и американского президента? Чему американцам стоит поучиться у коптов? Автор статьи статьи из Washington Post размышляет над уроками выборов Патриарха в Коптской Церкви.
Новым папой Коптской православной церкви стал епископ Тавардос. Его интронизация состоится 18 ноября 2012 г. Тавардос II станет духовным лидером православного сообщества, которое после прихода к власти исламистов в результате прошлогоднего переворота все сильнее страшится за свое будущее.
Выборы прошли, впереди — серьезная работа. Сегодня главный вопрос не в том, кто победил, демократы или республиканцы. Главный вопрос — про простых американцев. И заключается он в том, насколько хорошо сможет избранный кабинет работать.
Выборы были очень напряженными, а предвыборная кампания с ее потоком дорогой резко полярной рекламы, разделила страну на два лагеря. И разделение это никуда не делось, несмотря на то, что выборы закончились. Теперь пришло время реальных дел. Останемся ли мы единой нацией или будем по-прежнему сражаться друг с другом? Сможет ли Конгресс нормально работать или так и будет являться полем боя при обсуждении любой важной проблемы, которая стоит перед нашим народом.
Он наших ответов на эти вопросы зависит гораздо больше, чем от людей, которых мы избрали вчера. Удивительно, но нам будет полезно взглянуть на другие выборы, которые прошли на этой неделе, поучиться мудрости и подумать, как нам дальше жить. Я говорю о православных коптах в Египте и о выборах нового патриарха Тавардоса II.
Шестидесятилетний епископ, в миру Субхи Баки Сулейман, получил образование в области фармацевтики. Он стал главой Коптской церкви после того, как мальчик с завязанными глазами вытащил бумажку с его именем из чаши. Странный способ определить, кто возглавит сообщество миллионов верующих, или блестящее решение, обеспечивающее единство и поддержку новому лидеру, безотносительно к тому, кто именно им станет? Скорее второе. Сейчас я объясню, почему.
Процесс избрания нового патриарха в Коптской церкви начинается с составления длинного списка потенциальных претендентов на эту роль. Затем в результате голосования, в котором принимают участие более 2,000 церковных иерархов, список сокращается.
В конце концов, остаются три имени, каждое из которых пишут на бумажке и опускают эти бумажки в серебряную чашу. Затем после трехдневного поста и молитвенных бдений выбирают ребенка, чтобы он вытащил из чаши бумажку с именем будущего патриарха.
Предполагается, что таким образом Божественное провидение решает исход голосования: верующие убеждены, что финальный выбор делает Бог, направляя руку мальчика к нужной бумажке с именем. Но такое голосование требует одного важного допущения: это допущение работает вне зависимости от того, копт вы или нет, верите вы в Бога или нет. Оно может пригодиться и нам сегодняшним утром в Америке.
Для того чтобы такая система работала, необходимо, чтобы копты были убеждены: каждый из трех финальных кандидатов, чьи имена лежали в чаше, способен возглавить их церковь. Кто-то может нравиться им больше, кто-то меньше, но они согласны, что вне зависимости от личных предпочтений каждый кандидат достоин стать патриархом, иначе они не смогли бы считать финальное решение промыслом Божиим, как это происходит сейчас. А теперь попробуем перенести этот опыт на наших избранных государственных деятелей.
Не важно, что мы думаем о результатах прошедших во вторник выборов. Давайте признаем в каждом случае, особенно в президентской гонке, что два кандидата были нашей версией финального списка, и затем их имена опустили в огромную избирательную чашу. На самом деле, каждый из них способен возглавить наше государство, и теперь, когда один из них избран, нам важно объединиться и вспомнить, что мы — единая нация вне зависимости от того, как мы относимся к результатам выборов.
Как бы это ни назвать: промыслом Божиим, волей большинства или как-нибудь еще, — результат не изменится. Из двух кандидатов победил один. И теперь дело за нами: нам нужно поддержать избранного президента и сплотиться вокруг него так же, как копты сплотились вокруг нового патриарха. Я надеюсь, что мы сможем это сделать. И искренне желаю обоим победителям удачи.
Брэд Хёшфилд, 8 ноября, 2012 г.
Перевод Ольги Антоновой
Читайте также:
Что значит быть коптским Патриархом сегодня?
Нобелевская речь Обамы: Справедливая война — лучше мира?