О сражениях за город нигде нет упоминаний
Впервые узнаём о Чернобыле из Киевской летописи ХІІ века. После второго раздела Польши в 1793 году Чернобыль оказался в составе Российской империи как местечко Радомысльского уезда Киевской губернии.
По переписи 1897 года, из общего числа жителей в 9351 человек евреев было 5526 (59,4%). В XIX — начале XX века основными занятиями еврейского населения были ремесла, торговля, рыболовство и огородничество. Три раза в год в Чернобыле проводились ярмарки, куда съезжались евреи-торговцы из близлежащих городов и местечек.
В 1900 году в Чернобыле жителей обоего пола проживало: православных — 2100, раскольников — 566, римских католиков — 84, евреев — 3683. Из них купцов 3-й гильдии — христиан — 2, евреев — 24. Домов насчитывалось: крестьянских — 320, раскольников — 120 и еврейских — 378. «Крестьяне и раскольники разводят в огородах в большом количестве лук, коего в Киеве продается до 8 тысяч пудов…»
Городок, несмотря на разношерстное население, жил мирной жизнью, и нигде в летописях не упоминается о сражениях за него.
Только в начале ХХ века в город приходит смута. В октябре 1905 года близ Чернобыля разгромили водную станцию Шепелич, в самом Чернобыле в течение нескольких дней грабили и избивали сходящих на берег с пароходов пассажиров-евреев. В погроме участвовали также местные крестьяне.
Три жизни единственной церкви
Первые упоминания о единственной в Чернобыле церкви — Ильинской — датированы в летописях XVI столетием. Храм, видимо, был небольшой, деревянный. В 1853 году сгорел. Император Александр II, проезжая здешними местами, возмущенный отсутствием златоглавых куполов, распорядился выдать из казны 30 тысяч рублей на постройку церкви…
В 1922-м храм в Чернобыле закрыли, прихожан разогнали, духовенство расстреляли, и четыре года престол, иконостас, подсвечники, купель — всё было завалено зерном, а на дверях красовалась вывеска: «Склад зерна и пшеницы трудового крестьянства».
С 1926-го в храме вновь возобновились службы, до апреля 1986 года. После аварии на ЧАЭС ни о каких богослужениях здесь и речи быть не могло, но в 2001-м, по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, молитвенная жизнь прихода была возрождена.
Отец настоятель — коренной чернобылец
За 20 лет до аварии на ЧАЭС произошло событие, которому местные жители не могли дать однозначной оценки.
Рассказывает коренной житель Чернобыля, настоятель Ильинской церкви в Чернобыле отец Сергий (Якушин): «Дождливым майским вечером в небе над Чернобылем многие горожане увидели в необыкновенном сиянии женский силуэт, спускающийся с дождевых туч. На время дождь полностью утих, и настала необыкновенная тишина. Свидетели явления со страхом поняли, что происходит что-то особенно важное, касающееся каждого из них. Из неясного силуэта постепенно стало четко видно образ, похожий на образ Богородицы в виде Оранты. Богородица держала в руках пучок сухой травы. Медленно она роняла травинки, они тихо летели и падали на мокрую землю.
В это время, в мае, когда повсюду природа начинает зеленеть, распускаются почки и зацветают сады, засохшая трава практически нигде не встречается. А здесь, на земле в большом количестве оказались сухие стебли полыни. В одно время сияние переместилось к Свято-Ильинской церкви, Пресвятая Богородица двумя руками благословила Божий храм и видение ушло так же внезапно, как и появилось.
О случившемся рассказали местному священнику отцу Александру. Батюшка ответил, что благословить Божий храм двумя руками может лишь Божья Матерь, а значение сухой травы может означать неурожайный год.
Тогда, за долгое время до аварии на ЧАЭС, только начинающая развиваться ядерная энергетика, в частности, атомные электростанции, преподносилась как мирное использование атома на благо человека. Тогда не то, что сказать, подумать о возможности беды со стороны атомной станции было недопустимо и даже опасно…»
Зарницы над станцией
Весна 1986-го теплой была. Дождей мало, редко-редко по небу неспешно проплывали облачка.
Девчонки в коротких платьицах, шлепая босоножками по нагретому асфальту, вышли из кино и замерли: на улицах города солдаты из брандспойтов поливали стены домов. Вспомнилась шутка, когда начальство этих самых солдат заставляло для красоты сухую траву красить. Ну, вот и очередная шутка – город помыть к 1 мая. А со стороны ЧАЭС уже была дымка…
Субботней ночью 26 апреля жители Припяти отдыхали в своих квартирах после трудовой недели, а над реактором разгоралось красноватое зарево – отсветы горящего графита…
Рассказывает Владимир Петрович Белоконь, врач «Скорой помощи»:
– Как это было? Ночью едем, город пустой, спит. Я рядом с водителем. Вижу две вспышки со стороны Припяти. Мы сначала не поняли, что с атомной, ведь дома кругом, самой станции не видно было. Подумали, что зарницы. Как молнии, может, чуть больше, чем молния. Грохота не слыхали. Мотор работал. Потом на блоке нам сказали, что жахнуло здорово. И наша диспетчер слышала взрыв. Один, а потом второй сразу же.
Толя-водитель еще сказал: ″Зарницы не зарницы — не пойму″. Он сам охотник, поэтому его немножко смутило. Ночь была тихая, звездная, ничего такого…»
«Нет больше той любви…»
Простых совпадений не бывает. Человек предполагает, надеется, ждет, а Господь располагает и решает, кому, что и где. И в самых трудных ситуациях самое трудное возлагается на плечи тех, в ком уверен, что не подведет, не предаст, не убоится…
Помню, в детстве нам рассказывали о подвиге 28 героев-панфиловцев, противостоявших немецкой танковой атаке на Москву, погибших, но не пропустивших врага. Потом была информация, что это литературный вымысел…
На ЧАЭС вымыслов не было. Двадцать восемь пожарных встали на пути разбушевавшегося тайфуна смертельного реактора. Фигуры простых смертных людей, боровшихся ночью на крыше ядерного реактора с огнем, окружал голубой светящийся ореол. И это не вымысел! Фигуры поистине святых людей видели многие очевидцы той страшной трагедии.
Понимали ли они, борясь с огнем, превозмогая огромнейшие дозы бушующей радиации, отсекая пути к соседнему реактору, что обрекали себя на верную смерть?
Верили ли они в Бога или были атеистами, мы уже, может быть, никогда и не узнаем. Но эти 28 пожарных Чернобыля, первыми вступивших в борьбу с атомной стихией, спасли, заслонили собой всех нас.
Владимир Правик, Виктор Кибенок, Леонид Телятников, Николай Ващук, Василий Игнатенко, Владимир Тишура, Николай Титенок, Борис Алишаев, Иван Бутрименко, Михаил Головненко, Анатолий Хахаров, Степан Комар, Андрей Король, Михаил Крысько, Виктор Легун, Сергей Легун, Анатолий Найдюк, Николай Нечипоренко, Владимир Палачега, Александр Петровский, Пётр Пивоваров, Андрей Половинкин, Владимир Александрович Прищепа, Владимир Иванович Прищепа, Николай Руденюк, Григорий Хмель, Иван Шаврей, Леонид Шаврей.
Шестеро из них, получивших страшную долю радиации, доставили в лучшую клинику Москвы. 9 мая их командир лейтенант Виктор Кибенок, почти теряя сознание, обошел все палаты своих товарищей, поздравляя с праздником Победы. Два командира, до аварии дружившие семьями, ушли в мир иной, держась за руки в один день — 11 мая 1986 года.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих…» (Ин., 15,13). Каждый год в день катастрофы на ЧАЭС мы молимся об упокоении душ именно таких, положивших души своя.
«Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы»
Ныне написана и освящена местночтимая икона «Явление Богородицы жителям города Чернобыля перед аварией на ЧАЭС».
Продолжает настоятель Чернобыльской церкви: «На протяжении некоторого времени местные власти, в духе того времени, в растерянности преподносили факт Явления Божьей Матери как выдумку мракобесов. Горожане же думали совершенно иначе. Свидетелями Явления были уважаемые жители, а их мнение имело особое значение для чернобыльцев.
По прошествии времени необычайное событие понемногу стало забываться. И уже на момент аварии на ЧАЭС практически никто не мог подумать и сопоставить эти два случая и распознать в них единый смысл.
Только впоследствии стало очевидно и понятно, зачем был нужен этот промежуток времени. Чтобы ясно увидеть всю краткосрочность земного человеческого бытия и чтобы еще больше обострилась тревога, что навсегда забудется и уйдет в небытие Божие знамение, предупреждение людям о приближающейся беде, которое произошло в весеннем чернобыльском небе и на которое сегодня мы уже видим очевидный ответ.
Только сейчас с горечью осознается, как далеки тогда мы были от истины, отыскивая ответ в собственном безверии. Тогда нас сама Матерь Божия предупреждала о грядущей опасности: пучок сухой травы Чернобыль, оброненный на город с названием Чернобыль, застал нас тогда глухими и слепыми…»
Только по официальным данным «Союза Чернобыль-Украина», трагедия унесла жизни 845753 человек.
Зона живет
Сегодня даже при отсутствии туристической инфраструктуры и маломальского сервиса эту местность ежегодно посещают от 8 до 10 тысяч человек.
Чернобыльская зона отчуждения стала, по сути, игровым полигоном, где можно ощутить прилив адреналина. За немалую плату вы получаете разрешение на пребывание в зоне на протяжении трех суток и гида, говорящего по-английски. На место вас доставляют комфортабельные автобусы с кондиционерами, в дороге организован просмотр документальных фильмов о ЧАЭС.
Вас обучат навыкам радиационного выживания, выдадут карту маршрута и именное свидетельство о посещении зоны. Вас застрахуют и даже покормят в рабочем кафе Чернобыльской АЭС. И еще долго будете вспоминать и друзьям рассказывать о чертовом колесе в центре Припяти, так ни разу и не совершившем ни одного круга с пассажирами, о разгромленных мародерами помещениях, об апокалиптических граффити на стенах Дома Культуры «Энергетик», о встречах с самоселами, требующими доплатить за разрешение их фотографировать…
Во всём мире набирает популярности туризм с посещением потенциально опасных объектов. Особенно востребован он среди молодежи. Сегодня уже никого не удивишь турами в военные бункеры, закрытые электростанции, городские бомбоубежища и прочее. Чернобыльская же зона пользуется интересом по причине мифологизации этого места популярными компьютерными играми и удачными сериями книг о сталкерах и мирах ядерной постапокалиптики.
По иронии судьбы, зона беды и катастрофы превратилась в эдакий Чернобыль-ленд — с аттракционами и обслуживающим персоналом.
Исход человека — буйство природы
Все, кто сюда приезжают, обращают внимание на феномен тотального восстановления природы на некогда полностью подвластных человеку территориях. Брошенные сельхозугодья постепенно трансформировались в естественные луга, которые сегодня интенсивно зарастают молодой древесной порослью – сосны, березы и ивняка.
Благодаря исходу человека в пределах чернобыльской зоны теперь обитает около 400 видов животных, рыб и птиц. Около 60 – редкие, занесенные в Красную книгу Украины и европейские охранные списки.
Видовое разнообразие растительного мира тоже поражает воображение: около 1200 видов, из них около 20 – редчайшие. Есть даже три вида орхидей.
Множество ходило страшилок и анекдотов о мутации животного мира в зоне Чернобыля, но никто так и не видел ни двухголовых монстров, ни иных каких-либо чудищ.
Перелётные не птицы, но люди
Большинство самоселов на зиму дети забирают к себе, а весной, перед Пасхой те возвращаются в родные края.
Народ здесь разный. Друг другу стараются помогать. Между собой не воюют.
У бабы Лены свой распорядок дня. Утром проснулась, помолилась, пошла коровку подоила, молока попила. Потом огород с сапкой буквой «Глаголъ» обрабатывать. Потом обед и послеобеденный сон. Ну а после – на велосипед и к подружкам делиться новостями, о том, что рядом поселился черный аист. Редчайшая птица!
Деньги здесь не очень нужны. Дед Григорий почти всё отдает внукам на обучение. Живут самоселы натуральным хозяйством. По магазинам не шастают. Хотя магазины в зоне имеются.
Сейчас здесь проживает около 200-250 человек. Архимандрит Сергий — местный батюшка, принявший монашество после смерти жены, всех их старается причастить во вторую неделю поста. Договаривается, чтобы автобусами доставить прихожан к храму.
Поскольку в зоне никаких других храмов нет, на службы приходят и верующие других конфессий.
В ожидании Воскресения
Батюшка Сергий мечтает о помощи: накрыть бы крышей Михайловский храм в селе Красне, что рядом с Чернобылем. Дай Бог, чтобы нашлись добрые люди и оказали посильную помощь!
Сейчас мало тех, кто готов жертвовать. Люди склонны придумывать небылицы о сказочных богатствах священников, и даже не подозревают, насколько порой приходится тем ограничивать себя во всем, лишь бы выжить. Веруя в Господа, они каждый день проводят в работе и молитве, доказывая всему миру, что правда остается правдой, а истина – истиной. Они ушли от мира, чтобы молиться за нас, грешных, являясь ярким примером того, что верующему человеку все возможно и с Богом ничего не страшно!
…В этом году на Вербное воскресение снова потянулись вереницы людей на кладбища — убирать могилки, поминать умерших. Предшествующее празднику Входа Господня в Иерусалим событие Воскрешение Лазаря считается одним из важнейших чудес, совершенных Господом Иисусом Христом во время Своей земной жизни. Оно свидетельствует о том, что Господу подвластны и жизнь, и смерть, и что только вера обеспечит грядущее воскресение тех, кто при жизни веровал во Христа и исполнял Его заповеди. Вербное воскресенье – последний день, когда христианин может немного отдохнуть душой и телом и набраться сил перед главным испытанием – Страстной неделей, предваряющей Светлую Пасху Христову.
«Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!» (песнопения Антипасхи).
***
Для тех, кто желает помочь средствами или поехать потрудиться на восстановлении храмов в Зоне отчуждения, координаты архимандрита Сергия (Якушина), настоятеля Ильинского храма в г.Чернобыль Киевской области: +38 067 393 4862.