Виноградник мира
На утрени в Великий Понедельник читается и замечательная притча о работниках в винограднике (Мф. 21, 33-43). Это притча обо всех нас, обо всей Земле, о самосознании нашей планеты.
Виноградник – это то, что защищено оплотом, плетнём, оградой, которая огораживает город, полис. Полис по-гречески
πόλις – отсюда политика, глобальная политика, цивилизация… И вот Господь, как Хозяин виноградника, насадил виноград и нанял работников в этом винограднике, и ждал, когда они принесут урожай.
И это относится ко всей планете Земля, ко всей цивилизации. А что сделали работники? А они сказали: «А зачем мы будем отдавать ему этот урожай? Мы возьмем его и захватим, и сделаем урожай своим».
Хозяин послал одного человека, они его убили и не принесли виноград. Хозяин послал другого человека, они и его убили, как убили и пророка Исаию, как убили других пророков и Иоанна Предтечу.
И тогда хозяин виноградника сказал: «Пошлю-ка я сына своего, вот тогда они устыдятся и не будут больше убивать». И послал Господь Сына Своего на Землю. А работники виноградника сказали: «О! Это наследник, давайте мы убьем Его. И все наследство будет наше».
Какое ужасающее недомыслие, какое непонимание, какое страшное узурпаторство! Ведь «Господня земля, и исполнение ея» (Пс. 23: 1). Не сами мы владеем землей, не сами мы зародились из каких-то бактерий, мальков, обезьян или чего-то подобного. Господь нас сотворил. И поставил нас здесь, на Земле, работниками Своего виноградника, а не нашего. Очень сильная притча! И эта притча — о страдании Господа Иисуса Христа. «И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф. 21.39).
Иосиф Прекрасный
В этот же день, в Великий Понедельник, вспоминаются еще и другие, очень важные, библейские события. Я хочу напомнить, что в древности существовало невероятное количество всевозможных редакций Постной Триоди – редакций от разных монахов, монастырей, где одни – одно вспоминали, и другие – на чем-то ином останавливали внимание.
Даже в современной Триоди мы встречаем следы прежних редакций: воспоминание одного, другого, третьего события собраны здесь воедино, и в один и тот же день в разных песнопениях, в разных молитвах раскрываются в богослужении. Так было благоугодно Церкви Божией.
Что же вспоминается в Великий Понедельник? «Иаков рыдаше Иосифова лишения», отец очень скорбел о том, что произошло с его сыном. Братья продали Иосифа в рабство. Он был любимый сын у Иакова, а братья его взяли и из ревности сначала бросили в ров, а потом продали его проезжим путешественникам в рабство в Египет. Иосиф стал таким невинным страдальцем, через которого весь народ получил спасение. Иосиф Прекрасный является одним из символов Самого Господа Иисуса Христа.
Он послужил делу спасения, хотя претерпел большие страдания и во рве, и в Египте, где он был заключен в темницу. Между прочим, вспоминается, не только как его продали и предали, но и его подвиг целомудрия. Иосиф называется Прекрасным за то, что он не соблудил с женой фараона.
Она, увидев во дворце молодого, красивого человека, воспылала к нему невероятной страстью, и не просто просила, чтобы он был с ней, но попыталась даже принудить его к этому ужасающему делу. Но Иосиф, оставив свой плащ, нагой убежал от нее. Потом он был оклеветан и брошен в темницу.
В стихире поется, как Адам в раю был нагой и не стыдился, так и Иосиф Прекрасный, будучи нагой, не постыдился этого, чтобы сохранить душу свою целомудренной, святой, и не сотворить зла перед Богом и перед своим господином. В его подвиге — образец удивительной стойкости и крепости души, который вспоминается в Великий Понедельник.
Смогу ли я быть с Тобой?
После канона, после трипеснца на утрени поется ексапостиларий, то есть светилен, песнопение, которое в древности исполнялось на рассвете, когда уже встает солнце. Специальный певец выходил на середину храма и пел песнопения торжественным напевом.
«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшЕнный,/ и одежды не имам, да вниду вонь:/ просвети одеяние души моея,/ Светодавче, и спаси мя».
Тема – та же самая: бдительность. Ты для меня пострадал, Господи, но смогу ли я быть с Тобой?! «Чертог Твой…» – одно из самых прекрасных песнопений, которое очень сильно действует на всех людей. И даже в XIX веке, в начале ХХ-го века далекие от Церкви люди – художники, музыканты и артисты, как говорят, на вопрос: «Скажите, вы любите богослужение?» отвечали таким признанием: «Я каждый год хожу в храм Христа Спасителя и слушаю, как Нежданова, Шаляпин и Собинов поют «Чертог Твой вижду, Спасе мой»». Великие артисты один раз в году пели «Чертог», и все это слушали с упоением.
Не в артистах дело, не в красоте мелодии, а в смысле этого песнопения, который мы должны очень хорошо понимать. «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». Чертог — что это значит? Вот в Троице-Сергиевой Лавре есть так называемые «Чертоги» — громадные двухэтажные здания, в которых когда-то останавливались царь и царица. Есть и митрополичьи чертоги – там, где останавливался митрополит. Само слово «чертог» мы воспринимаем как какой-то красивый-красивый дворец, очень хорошо и дорого украшенный.
В греческом тексте песнопения это слово звучит гораздо определённее. С греческого «чертог» переводится, скорее, как «невестник», то есть покои для новобрачных, где для молодых приготовлены специальные покои.
Пир любви
«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды ни имам да вниду вонь»,
то есть войду в него. В песнопении употребляется приточное слово, которое было сказано Самим Господом в притче: «Уподобися царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему» (Мф.22:2). Не «брак» в единственном числе, а «браки сыну своему». Все должны прийти на «браки», на торжество, в эту вечерю, все должны принять в ней участие. Это символическое указание на то, что каждый человек имеет душу, как невесту, которая любит своего Бога, а Бог любит ее. И каждый человек бывает возлюблен Богом, Господом Иисусом Христом, он должен только ответить на эту любовь.
В притче о брачном пире говорится, что позвал Господь многих-многих людей на то чтобы они пришли и приняли участие в Его вечере. Сначала позвали «званных», то есть особо почитаемых, особо знаменитых, особо талантливых, самых-самых лучших людей, но те начали отказываться: «Я не могу, у меня веская причина. Я волов купил, хочу их испытать».
А другой говорит: «А у меня самого свадьба. Куда я пойду?» И стали отказываться, отказываться один за другим. Не хотели разделить радость Господа своего. Тогда Господь послал позвать еще и других людей: «Пойдите, позовите на мой праздник».
И позвали людей отовсюду, всевозможных, уже без всякого разбора, без пригласительных билетов на торжество, которое надо было устроить. Ведь устроить пиршество для людей, простите, — это ужасающе трудно. Во-первых, невероятные средства, во-вторых, все надо организовать… Сами знаете, если когда-нибудь вы устраивали свадьбу кому-то из своих близких.
Много людей пришло на пир, а Господин опять спросил: «А есть еще места свободные?» – «Да, есть». – «Идите, — говорит, – на пути и на халуги (захолустья), и позовите всех кого найдёте. Идите и набирайте гостей, чтобы наполнилось всё, чтоб все были здесь и праздновали».
И мы с легкостью пропускаем мимо своих ушей, глаз и сердца, дальнейшие слова притчи, в которых сказано: «И пришли люди, и наполнилось всё возлежащими, злыми и добрыми». Вот что меня удивляет: «Злыми и добрыми».
Дресс-код души
Некоторые смущаются, и говорят: «Почему гостеприимный хозяин этой вечери выискал человека, одетого не в брачную одежду, велел его прогнать, выбросить туда, где скрежет зубов и страшное мучение?»
Ну пришел человек в джинсах, в одежде, не подходящей по дресс-коду, может, у него не было другого, хорошего, подходящего облачения? В древности, когда тебя звали на торжество, то тебе полагалось надеть и специальную придворную одежду, которую выдавали бесплатно на прокат. Всем выдавали, а один говорит: «Не хочу».
Человеку, который был не в брачной одежде, дали красивое облачение, а он: «А я так обойдусь, я вон в театр хожу в джинсах, почему я и здесь не могу ходить, в чем хочу». И вот это «не хочу» и вспоминается в этом песнопении, торжественном и прекрасном «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам (не имею), да вниду вонь (в него)». А все потому, что не взял он одежды.
И что дальше говорит песнотворец? «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Почему «Просвети одеяние души моея»? Если мы вспомним таинство Крещения, то после троекратного погружения в воду, в честь трехдневной смерти и погребения Спасителя, то выходя из воды, крещаемый получает белую одежду.
И эта белая одежда для нашего современного состояния является напоминанием, символом. Духовно развитые люди могут увидеть своими глазами, как человек, который выходит из купели, весь сияет светом благодати от крещения своего.
Вставайте!
Пока мы молоды мы этому придаем мало значения, а к старости, когда нам уже помирать пора, мы об этом много думаем, ведь мы будем положены во гроб, засыпаны землей, пройдет столько-то лет или тысячелетий, как Бог скажет: «Вставайте, мертвые! Идите на суд! Выходите из земли!» И море отдаст своих мертвецов, и огонь отдаст и космос, и вся земля вскипит от множества людей. И вот они все выйдут из земли – в чем? Наги. Тело у них возвратится, а одежда — где? Наготу можно будет прикрыть лишь «одеянием души».
«Я, — говорит Андрей Критский в Великом каноне, – испортил всю свою одежду первую, я всю загрязнил ее. Я всю ее измазал всякими нечистотами, я разодрал ее на всевозможные части». Где же моя одежда? Просвети одеяние души моея, Господи!» Автор светильна называет Господа «Светодавче». «Ты даешь свет, так просвети, то есть сделай светлым, наполненным невещественным светом одеяние души моея».
До смерти еще можно успеть покаянием, слезами, молитвами просветить одеяние души своей. Для этого и дается Великий пост, чтобы мы одеяние души своей просветили. Иначе потом будет очень стыдно: все вокруг святые, все сияют, а ты выходишь и никаких следов одежды нет, и ты в безобразии своем, в грязи и нечистоте, куда пойдешь? Что ты будешь делать? Пока жив, надо об этом думать!
Эта тема касается будущего всех людей, каждого человека, и на Страстной Седмице особенно ярко всё это проясняется.
«Чертог Твой вижду, Спасе мое, украшенный,/ и одежды не имам, да вниду вонь;/ просвети одеяние души моея,/ Светодавче, и спаси мя».
Подготовка текста: Прот. Сергий Правдолюбов, Алиса Струкова
По материалам аудиодиска «Богослужения Великого Поста. Беседы Протоиерея Сергия Правдолюбова». (Редактор и звукорежиссер – Николай Бульчук. Диск рекомендован к публикации Издательским Советом РПЦ МП; протокол № 20 от 31 октября 2013 г. (ИС 13-320-2512)). В основу аудиодиска легли беседы отца Сергия Правдолюбова с прихожанами храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в январе — марте 2011 года.