Руководитель Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере, вице-премьер Татьяна Голикова поручила Минпросвещения, Минтруду и Минздраву провести мониторинг ситуации с временным размещением детей в сиротских учреждениях по заявлению родителей.
— При каких обстоятельствах родители могут передать ребенка в сиротское учреждение?
— Такое может произойти, если в семье трудная жизненная ситуация. Это может случиться, когда, например, мама живет одна, ей надо ложиться на операцию в больницу и ребенка деть некуда. В таком случае временного размещение в госучреждении — это достаточно оправданная мера.
Родитель может прийти в органы опеки, написать заявление на временное размещение ребенка в учреждении и обосновать, что ситуацию трудная. Объяснения вполне достаточно. Чем-то подкрепленных доказательств никто не требует.
Но некоторые родители злоупотребляют этим и сдают детей по надуманным причинам.
Срок, в течение которого ребенок будет находиться в социальном центре, устанавливается соглашением между родителями, органами опеки и организацией для детей сирот в тот момент, когда родитель отдает ребенка в учреждение. Этот срок устанавливают индивидуально в каждом отдельном случае. Если по истечении этого срока родитель не забирает своего ребенка, органы опеки обязаны выйти в суд с иском об ограничении или лишении родительских прав.
— По каким еще причинам дети могут попадать в сиротские учреждения при живых родителях?
— Есть регионы, в которых 70% детей, которые находятся в учреждениях, — это дети на временном размещении. Это очень большая, колоссальная цифра. И очень часто эти дети там оказываются не один и не два раза.
Согласно статье 77 Семейного кодекса, даже если органы опеки видят, что ребенку грозит опасность, они не могут на месте оформить отобрание и изъять его из семьи. Сотрудники должны оставить ребенка в семье, надеясь, что никто никого за это время не причинит ему вреда, составить бумаги, подписать их и только потом прийти на отобрание.
Вместо этого они часто используют эту меру — принуждают семью написать заявление на временное размещение ребенка в учреждение. Так очень большой поток детей оказывается в этих социальных центрах именно на временном размещении.
То есть часто это способ для органов опеки не то, чтобы ничего не делать, но прикрыть себя.
Ребенка забрали из пьющей семьи, поместили в социально-реабилитационный центр по заявлению мамы. Мама пришла в себя, перестала пить на время, ребенка вернули. Потом она снова начала пить, ребенка вернули обратно в учреждение. Потом бросила снова — его опять вернули. И так, как мячик, его бедного начинают кидать туда-сюда.
Это действительно проблема, которую необходимо решать, нужно выстраивать нормальную профилактическую работу. Те полгода, в течение которых ребенок находится на временном размещении в учреждении, необходимо проводить полную комплексную работу, чтобы родители могли забрать своего ребенка и обеспечивать ему его потребности, хотя бы в минимальном объеме. Но по факту это происходит крайне редко.
— Введение каких-то ограничений на прием детей на временное размещение может помочь в решении проблемы?
— Ограничения могут действовать против интересов ребенка. Если ограничить критерии попадания детей, например, ввести правило, согласно которому заявления могут писать только те родители, которым нужна госпитализация и которым некому передать ребенка, и только в этом случае помещать его на временное размещение, то завтра может возникнуть совершенно иная ситуация, где родитель не может исполнять свои родительские обязанности по иным причинам, и при этом и ребенка он никуда не может устроить. Это неправильно.
Что касается действий органов опеки, то представьте, что будет, если мы заберем у них этот кривой, но хоть как-то работающий механизм. Да, он не совсем законный, но таким образом они по крайней мере сохраняют жизни детей.
Если забрать у них эту возможность и не дать ничего взамен, оставить действующую редакцию статьи 77 Семейного кодекса, по которой органы опеки должны прилично побегать и подписать множество бумаг, прежде чем спасти ребенка, то ничего хорошего мы не получим. Поэтому подходить ко всему этому надо в комплексе.
— Что можно сделать, чтобы как можно меньше детей оказывались временно размещенными в социальных центрах, не являясь сиротами?
— Нужно ввести такой механизм, с помощью которого органы опеки, видя, что есть основания для передачи ребенка в другую семью, имели бы право это сделать.
Это будет значительно лучше, чем помещать ребенка в детдом на время несколько раз, рассчитывая, что мама сама возьмется за ум и заберет его. Сама она, как правило, этого не сможет сделать. Ей нужна комплексная помощь и поддержка. Если этого не происходит, и вся эта работа не дает результатов, то в интересах ребенка жить в семье, а не находиться по полгода то с пьющей мамой, то в казенном учреждении.
С одной стороны, механизм необходимо корректировать. Но с другой — нельзя это сделать в отрыве от всей остальной системы.
Надо вводить нормы, которые позволят с одной стороны обеспечить семейное окружение ребенку, а с другой — обеспечить его безопасность.
То есть ситуация должна быть сбалансированной. На сегодняшний день этого нет.
Если просто заняться детьми на временном размещении, а ничего другого не делать, то как бы мы не сделали только хуже. Это то направление, которое нуждается в развитии. Единых для всех механизмов тут предусмотреть нельзя, поскольку каждая ситуация индивидуальна.
Здесь вопрос скорее об образовании, о повышении квалификации тех специалистов, которые работают в органах системы профилактики. Чтобы, во-первых, они не гребли всех под одну гребенку. Во-вторых, принимали обоснованные и взвешенные решения относительно каждого ребенка, оценив индивидуальную ситуацию. В третьих, чтобы направляя детей по заявлению родителей в эти учреждения, они не оставляли все, как есть, выходя через полгода с иском о лишении родительских прав, а эти полгода тратили на нормальную комплексную работу с семьей.