Параллельно со скандальной реформой основного школьного образования, тихо и почти незаметно проходит реформа дополнительного образования, которая носит сугубо экономический характер.
Невидимая рука рынка в лице чиновников от образования проводит в жизнь законы, несовместимые или трудносовместимые с самим существованием детских кружков по интересам, спортивных секций, художественных студий и творческих мастерских, по крайней мере бесплатных и недорогих.
Например, Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», одной из задач которого ставится «привлечение средств из внебюджетных источников финансирования» и при этом «максимальный учет интересов потребителей услуг».
Что это будет означать в реальности?
Согласно этому закону, все бюджетные организации будут разделены на казенные, бюджетные и автономные.
Казенное учреждение будет максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако получит финансовые гарантии от учредителя.
Бюджетное и автономное учреждения будут иметь больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ляжет и больший груз ответственности, поскольку учредитель не будет предоставлять им финансовых гарантий. То есть плывите автономно, но зарабатывайте сами.
Предусмотрена также процедура принудительно реорганизации и даже ликвидации учреждений в случаях, «если цели их деятельности не представляются актуальными, либо сама эта деятельность не является эффективной и, соответственно, бюджетные расходы на их содержание не являются оправданными» (п.3.5.1). Причем сметное финансирование бюджетных организаций не оставляет стимулов для повышения эффективности.
Кто будет судить об актуальности и эффективности? Если начальник Департамента образования Исаак Калина – а скорее всего именно он – то бардак в образовании обеспечен. Все наиболее непопулярные решения исходят, как правило, именно от него. Например, он активно продвигал в школы тот самый учебник истории, где Сталин назван эффективным менеджером, а учителей литературы он утешал тем, что ученики больше «не будут писать сочинений, а будут только заполнять тесты».
Упомянутый закон требует введения платных услуг в библиотеках и архивах. Даже рядовые бухгалтера замечают, как последовательно и мелочно в последнее время урезаются государственные траты на социальную сферу. Того же следует ожидать и в будущем. «Внесение элементов рыночных отношений» и «развитие материальной базы за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования» (Закон № 83-ФЗ) на деле означает, что государство больше не намерено содержать большинство учреждений, в том числе образовательных, которые содержало раньше – пусть народ ищет спонсоров.
Еще более откровенно об этом говорят инновационные исследования «Совершенствование системы управления и финансирования бюджетных учреждений», финансируемые Канадским Агентством Международного Развития (CIDA): «если государство не может обеспечить бесплатное предоставление всех медицинских услуг, входящих в программу обязательного медицинского страхования, следует сократить эту программу до того объема, на котором она реально может быть профинансирована. Если не хватает денег для нормального финансирования школьного образования, следует сократить содержание образовательных программ и снизить требования образовательных стандартов и т.д.
Что, по-видимому, и происходит под прикрытием красивого эвфемизма «инновации». Если сокращают школьную программу из-за нехватки денег, то о дополнительном образовании и говорить нечего. Судя по размаху и упорству гонений, обрушившихся на всю тщательно выстроенную, но очень хрупкую систему уникальных творческих образовательных учреждений для детей и молодежи, судьба их уже решена.
В первую очередь об этом говорит уход директора Московского дворца детского (юношеского) творчества Д.Л.Монахова, который до сих пор сохранил 92 % кружков абсолютно бесплатными и противостоял попыткам завладеть замечательной территорией Дворца под разные нужды.
Во Дворце работает 1200 кружков и секций, в которых занимается 15000 детей. Предполагается, что после капитального ремонта (нужен ли он?) Дворец должен будет «популяризовать наиболее актуальные направления российской науки — нанотехнологии, робототехнику, генную инженерию», а также «удовлетворять высоким требованиям, которые предъявляют родители, и оказывать качественные услуги по дополнительному образованию». Услуги, как правило, оказывают небезвозмездно, а основное требование, которое предъявляют родители – оставить все как есть. С этой целью они подписывают слезные воззвания к руководству Москвы, умоляя не разрушать любимый Дворец и вернуть Монахова обратно.
Совершенно очевидно, что под благим прикрытием руководство Департамента Образования совершает уничтожение Дворца и всей уникальной системы Домов творчества для детей.
Хотя официально директор Дворца ушел «по собственному желанию», в данной ситуации очевидно, что именно его позиция по отношению к платному образованию стала причиной ухода. И это принципиальная позиция: «Сейчас образование предлагается как услуга, а это должна быть продуманная политика государства с учетом мнения общества. В противном случае мы погубим и образование, и наше будущее», — сказал Дмитрий Львович.
Дворец Детского Творчества – далеко не единственная жертва бессовестных руководителей.
Создается ощущение, что Московский департамент образования прицельно уничтожает все самое лучшее, что есть в московском образовании. Это школа «Интеллектуал», кадетские корпуса, балетные и музыкальные школы, которые не выживут в новых экономических условиях, детские кружки при Историческом музее и при Музее Декоративно-прикладного искусства и вся сеть дворцов творчества – бывших домов пионеров, — все ждут неблагоприятных изменений в финансировании или других уничтожающих реформ.
Питерский Аничков дворец творчества юных тоже подвергся реформам. Недавно президент откликнулся на тревоги граждан и заверил: «Новый образовательный стандарт еще не принят, происходит только обсуждение того, что нужно будет делать, но даже в этом образовательном стандарте нигде не говорится о том, что все факультативные предметы, возможности для творческого развития, кружки, секции или же направления творческого образования в специализированных школах будут платными. Мы таких решений не принимали и принимать не будем».
То есть платными будут не все кружки, а процентов 90 – так, наверное, можно понимать эту реплику в свете новых реформ. В то же время Сергей Миронов заявил, что культура не может жить по законам бизнеса, и объявил Федеральный закон № 83-ФЗ «приговором неимущим», который необходимо пересмотреть. Такое понимание эффективности заставляет задуматься об эффективности самих властей, вводящих подобные законы.
В комментарии ситуации порталу «Правмир» люди, ответственные за принятие губительного для систему дополнительного образования закона, отказали. Кто-то прямо по телефону, кто-то на совещании.
Но на интересующий на вопрос, заданный на сайте Департамента Годуновой Татьяной Владимировной, был дан следующий ответ:
Вопрос: Введение новых стандартов образования и сокращение бюджетного финансирования услуг дополнительного образования, не приведет ли это к тому, что многие дети (чьи родители не будут в состоянии оплачивать дополнительные услуги) окажутся на улице и будут предоставлены сами себе. Не приведет ли это к росту алкоголизации, наркомании и преступности среди подрастающего поколения?
Отвечает заместитель руководителя Департамента образования Н.С. Шерри:
Введения Федерального Государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) не предусматривает сокращение бюджетного финансирования на предоставление услуг дополнительного образования детей, которые входят в основную образовательную программу образовательного учреждения и в государственный (муниципальный) заказ. ФГОС НОО регламентирует появление в образовательных учреждениях нового направления образовательной деятельности — внеурочной. Внеурочная образовательная деятельность организуется по разным направлениям по запросам учащихся и их родителей с возможностью посещения занятий любым ребенком, обучающимся в школе. Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательной программы ОУ. Она является бесплатной образовательной услугой для родителей. Для организации внеурочной деятельности привлекаются учреждения дополнительного образования и преподаватели из этих учреждений, которые могут вести занятия как на территории своего учреждения, так и на базе школы, в которой учатся дети. Это обеспечивает доступность внеурочной
деятельности для детей.
Правмир опросил представителей пострадавшей стороны:
Комментарий Тинатин Давидовны Эгнатошвили, бывшей заведующей экологическим сектором Дворца Творчества Детей (Юношества) на Воробьевых горах:
Сколько лет Вы проработали в МГДД(Ю)Т?
Я работала во Дворце 35 лет. И я горжусь профессией и Дворцом – это центральный Дворец в России и в Москве. И он действительно лучший. Из нашего Центра Экологического образования, которым я заведую уже 30 лет, вышло множество замечательных ученых, работающих ныне в области биологии, экологии, зоологии. Один наш выпускник, профессор, заведующий кафедрой кардиологии Запечников Дмитрий Александрович, говорил, что самая высокая должность его была – председатель юношеского научного общества во Дворце. Так он благодарен Дворцу! Есть другие ученые мирового масштаба – выпускники Дворца, например, Дроздов Николай Николаевич, профессор МГУ, который 35 лет бесплатно служит Дворцу и нашему Центру. Курбатова Анна Сергеевна, директор Института экологии Москвы – тоже наша выпускница.
А теперь Вы там не работаете?
Два месяца назад нас посетила комиссия во главе с руководителем Департамента образования Калиной Исааком Иосифовичем, после этого посещения появились вопросы ко мне – откуда зоомузей в кабинете прикладной зоологии? Этот зоомузей собирали поколения работников Дворца с 1962 года, ему 50 лет. Но вопрос мне был задан так, что я сочла затронутыми свое достоинство и честь, и поэтому я подала заявление об уходе.
Как Вы думаете, что происходит с дополнительным образованием?
Я думаю, что система дополнительного образования – это модель большого образования, и все это переходит на какие-то другие рельсы. Центр дополнительного образования – это ребенок, который получает всестороннее дополнительное образование. Теперь, видимо, центром будут деньги, все дополнительное будет оплачиваться, хотя раньше московские школьники не платили ни рубля, а государство платило и педагогу, и оплачивались экспедиции. Сейчас политика другая. Меня никогда не спрашивали, сколько стоит музей, в котором я работаю 35 лет, а теперь оказалось, что это очень дорогое удовольствие. Но почему оно не должно служить москвичам, школьникам? Видимо, я устарела, я этого понять не могу.
Комментирует Ефремов Борис Серафимович, руководитель Московского Хора Рожечников, руководитель ансамбля традиционной музыки Дома Творчества на Огородной Слободе (бывш. Ул. Стопани), «Педагог года» 2005:
У меня есть три соображения по поводу нежелательности нынешних реформ:
- Мы живем в очень сложное время, когда неосторожные шаги, предпринимаемые руководством, могут привести к потере важнейших наработок, сделанных за долгие годы. В России было время равных возможностей, когда любой одаренный человек мог стать профессором или художником, потому что государство ему в этом всесторонне помогало.
- Особенно хочется коснуться многодетных семей. Три года назад президент говорил о том, что русский народ теряет в количественном составе, призывал рожать детей больше. Но теперь может получиться так, что многодетным родителям не удастся дать достойное образование своим детям. Скорее всего, государственные программы окажутся латанием дыр, а не достаточным средством, чтобы дать образование каждому ребенку в семье.
- Во времена советской власти сложилось мнение, что образованный токарь более способен на производительный труд, чем токарь необразованный, знающий только свой маневр; он не испортит деталь, сделает работу аккуратнее, он придумает какое-то новаторство. Поэтому хотелось бы, чтобы образование детей велось в том же ключе, как и раньше.
Читайте также:
Профильное образование в школе: Безумие или шаг в будущее?
Олеся Николаева: Почему я против новой реформы школьного образования (ВИДЕО)