Двухпалубный теплоход погрузился в воду стремительно, по подсчетам следователей, всего за три минуты. Крушение произошло во время грозы на Куйбышевском водохранилище в Татарстане в 3 километрах от берега. На борту судна, рассчитанного на 120 человек, находился 201 пассажир и член экипажа, спаслись только 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей.
По данным следствия, причиной затопления «Булгарии» стало несколько факторов. В их числе негодность судна к плаванию, низкий уровень подготовки экипажа, несоблюдение правил безопасности и неисполнение своих обязанностей судовладельцем, экипажем и специалистами контролирующих органов.
Спасательная операция длилась 16 суток. Последние тела были доставлены на поверхность 25 июля.
Экипаж так и не принес извинений, но мы получили поддержку от обычных людей
Павел Кочнев, на теплоходе «Булгария» погибли его мама, тетя и двое племянников
Если бы все были живы и здоровы, мы жили бы не то чтобы лучше или хуже – просто по-другому. Нашим семьям пришлось перестраиваться под случившееся.
Моей маме и ее сестре-близнецу, моей тете, 11 июля 2011 года исполнилось бы 55 лет. На юбилей должны были приехать гости. К этой дате мы купили им в подарок путевку на речной круиз. Пригласили племянников из Самары, близнецов Никиту и Данила. Все они погибли. Это сыновья моего двоюродного брата, у них с женой потом родилась дочка, ей сейчас пять лет будет.
10 июля мы обычно встречаемся только своей семьей. Приезжаем на кладбище, в кафе рядом с ним заказываем поминальный обед. Собираемся небольшим кругом человек 15 из Казани, из пригорода, из Самары.
У нас большая дружная семья, и мы внутри нее стараемся друг друга поддерживать. Поэтому с другими пострадавшими только в первый год общались, а дальше не чувствовали потребности. Но я понимаю, что тем людям, у кого семья маленькая, вероятно, поддержка со стороны других потерпевших нужна.
Никто из экипажа, из тех, кто подвергся уголовному преследованию, не принес нам извинений. Они не были произнесены ни в зале суда, ни отдельно. Такого не было. По результатам суда потерпевшим должны выплатить материальный ущерб до миллиона. Никто из нас не получил ни копейки.
Я считаю непосредственными виновниками крушения Инякину и старпома Хаметова (директор компании – субарендатора теплохода и главная обвиняемая по делу о крушении Светлана Инякина и первый помощник капитана Рамиль Хаметов – прим. ред.). Я в курсе, что они попали под амнистию, и считаю, что это неправильно. Инспекторы, вероятно, тоже косвенно виновны, но эти двое – основные виновные.
С осужденными и экипажем после трагедии мы не общались, кроме как в зале суда. Была попытка поговорить со старпомом, он находился под домашним арестом и приезжал на судебные заседания чуть раньше. Но когда люди пытались с ним разговаривать, причем спокойно, с его стороны не было никаких комментариев. Он не хотел говорить.
Но от простых людей, даже незнакомых, мы получили большую поддержку. В морге, где проходило опознание, было много родственников погибших. Из домов поблизости приходили люди и предлагали пойти к ним домой – отдохнуть, поспать часок, предлагали перекусить. Люди пытались чем-то помочь, писали в соцсети, очень переживали.
В Татарстане эту трагедию помнят все. Только выводы не все сделали, мне так кажется. Настороженно относились к водным перевозкам первые два года, а теперь халатность вернулась.
Я отстегнул семь плотов и последним покинул судно, но все равно чувствую вину
Ринат Габидинов, успел отработать радистом на «Булгарии» 50 дней
Со временем все забывается и успокаивается, а первые несколько лет было очень тяжело, на моих глазах столько людей погибло! Так просто это не проходит, несколько лет как будто и не жил.
Сейчас полегче стало. Я на пенсии, занимаюсь техникой, на судах давно не работаю. Я же речником никогда не был, после мореходного училища в советские годы работал в морях, был радистом. Лет 20 прошло, Островский (капитан «Булгарии» Александр Островский – прим. ред.) был другом моего родного брата, он предложил должность радиста на «Булгарии». Я и решил вспомнить былое. Вспомнил по полной программе…
На речном флоте после «Булгарии» никакого желания работать нет. Но и страха воды не появилось. В прошлом году с другом взял путевку Казань – Самара – Казань, специально, чтобы 10 июля пройти мимо того места, где «Булгария» затонула. Мы проходили это место, и я видел, что на берегу, где установлен памятник, люди собирались. Сам я не хожу на встречи, посвященные той трагедии. Думаете, приятно ощущать на себе осуждающие взгляды – как на преступника?
Я опытный моряк, бывал на тонувших суднах. Но в тот день на «Булгарии» я был в шоке, потому что очень быстро все происходило. Я был в каюте, когда начался дождь, закрыл иллюминатор. Когда услышал дикий крик капитана «Всем на левый борт!», пробрался в радиорубку, чтобы продублировать его слова, но электричества уже не было.
Все было очень быстро, сначала я не понимал, что судно может затонуть, потому что в морях и не такие крены были, и все равно пароход как «ванька-встанька» возвращался на место.
Но я доволен хотя бы тем, что понял, что от меня требуется. Меня учили не покидать судно, пока все спасательные плоты не будут на воде. И я отстегнул семь плотов, остальные ушли под воду.
По большому счету, команды на «Булгарии» не было. Сами посмотрите, имеющих стаж работы, опыт, образование было всего семь человек, четверо из них утонули. А остальные члены экипажа вели себя как пассажиры. Кроме того, судно стремительно тонуло, и спасательные работы невозможно было организовать, даже комиссия потом это подтвердила.
Флотский закон такой – что бы ни случилось на судне, капитан всегда виноват, но нельзя только его обвинять. Один фактор никогда не приведет к такому крушению, сошлось много обстоятельств. Судно было на ходу, хотя там не работал левый дизель. Старший механик не закрыл иллюминаторы в машинном отделении. А это большой пузырь внутри судна. Если бы они были закрыты, судно еще долгое время было бы на воде и люди успели бы прийти в себя. Капитан вел судно на мель, до нее оставалось всего 40 метров. Но старший механик самовольно остановил двигатель.
Я был последним живым человеком на «Булгарии», и это подтвердило следствие. После того, как я покинул судно, оно через 20 секунд затонуло. И все же я как член экипажа чувствую вину. За судно кто отвечает? Экипаж виноват, как ни крути и ни оправдывайся. И нам не оправдаться перед людьми за происшедшее, это уже на всю жизнь. Что толку от моих извинений. Надо было выполнять обязанности, а не извиняться, когда уже поздно.
Каждое утро я просыпалась и вспоминала своих преподавателей
Ольга Бравина, на «Булгарии» утонула ее преподаватель
Мне было очень жутко, когда я узнала про «Булгарию». Первое время каждое утро просыпалась и вспоминала преподавателей. Все были в шоке от случившегося.
Людмила Олеговна Буторина вела у моей группы в университете полтора года 2 предмета. Она была талантливым преподавателем, работала завкафедрой культуры и отечественной истории в Ульяновской государственной сельхозакадемии. Погибла она вместе с мужем Алексеем Игоревичем Стеценко, он был преподавателем в нашем университете. Это была настоящая интеллигентная пара, люди мудрые, интересные!
Людмила Олеговна интересно читала лекции по социальной философии. На своих занятиях она создавала дискуссии, чтобы мы могли с ней поспорить, доказывая свою точку зрения. Благодаря ее занятиям мы изучали социальную философию в проблемном методе, то есть любая тема анализировалась через различные точки зрения.
Семь человек признали виновными
Пять человек по факту крушения «Булгарии» оказались на скамье подсудимых. 7 июля 2014 года им огласили приговоры.
Директор компании-субарендатора теплохода ООО «АргоРечТур» и главная обвиняемая по делу о крушении Светлана Инякина приговорена к 11 годам колонии общего режима. Суд признал ее виновной по статьям 238 («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») и 143 («нарушение правил охраны труда») УК РФ. Изначально гособвинение просило назначить ей 14,5 лет лишения свободы.
В 2015 году Инякина попала под амнистию в честь 70-летия Победы, и срок ее заключения был сокращен до 9,5 лет. Адвокат Константин Габелев, представлявший ее интересы в суде, заявил «Правмиру», что давно не сотрудничает с Инякиной, и отказался от комментариев. Ранее в интервью она упоминала, что у нее есть маленький сын и взрослая дочь.
Инякина не признала вину, хотя и приносила извинения потерпевшим в зале суда. Она заявляла о несправедливости судебного процесса и говорила о планах написать документальную книгу о подлинной истории крушения теплохода.
Первого помощника капитана «Булгарии» Рамиля Хаметова суд приговорил к 6,5 годам лишения свободы в колонии общего режима. Он признан виновным по статье 263 УК РФ («нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта»). Пока шло следствие, Хакимов был единственным из пятерых обвиняемых, кто находился не под стражей, а под подпиской о невыезде. В 2015 году он, как и Светлана Инякина, попал под амнистию. В колонии первый помощник капитана «Булгарии» проведет на два года меньше назначенного срока.
Бывшие сотрудники Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов получили шесть и пять лет колонии общего режима соответственно. Их признали виновными по статье 285 (злоупотребление должностными полномочиями). Старший эксперт пермского участка камского филиала Росречрегистра Яков Ивашов осужден на пять лет.
В день крушения мимо плотов с людьми, которым удалось спастись, прошли три судна. Сухогруз «Арбат» и буксир «Дунайский-66» не остановились, в отношении их капитанов возбуждено уголовное дело по статье 270 УК РФ (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие). Капитан «Арбата» Юрий Тучин признал свою вину и был приговорен к штрафу в 130 тысяч рублей.
Капитан буксира «Дунайский-66» Александр Егоров настаивал, что любой его маневр мог больше повредить утопающим, чем способствовать их спасению. Некоторые потерпевшие в суде дали показания, свидетельствующие в его пользу. И все же суд признал Егорова виновным и назначил штраф в размере 190 тысяч рублей.
Уцелевших после крушения «Булгарии» людей спас экипаж теплохода «Арабелла» во главе с капитаном Романом Лизалиным. После случившегося он был награжден ведомственной медалью МЧС «За содружество во имя спасения» и орденом Мужества. Сейчас капитан возглавляет компанию ООО «ВолгаТатСудоремонт». Кроме того, он занялся политикой и общественной деятельностью. Лизалин состоит в Центральном штабе Общероссийского народного фронта. В 2016 году был участником праймериз «Единой России» на выборы в Госдуму от Республики Татарстан.